Особенности трудоустройства несовершеннолетних граждан

Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан: правила, нормы и документы

Наверное, каждому ребенку хочется иметь собственные деньги. Именно поэтому многие дети желают устроиться на работу.

Сейчас во многих учреждениях есть вакансии, с которыми вполне может справиться подросток.

Временное трудоустройство несовершеннолетних позволяет занять детей на каникулах, а также получить собственные средства. Однако необходимо учитывать нормы закона, о которых рассказано в данной статье.

Возраст

С какого возраста детям можно работать? По ТК РФ (гл. 42), трудоустраиваться разрешено с 14 лет. А подписание трудового договора может выполняться с 16 лет.

К исключениям относятся организации сферы кинематогрофа, театра, цирка, концертов, а также спортивная деятельность.

За ребенка 14 – 16 лет документацию подписывают родители или законные представители.

Некоторые дети стараются подрабатывать на каникулах, особенно на летних. Для них доступны многие вакансии, для которых, конечно же, не нужны специальные навыки. Главное, чтобы родители разрешили им заниматься трудовой деятельностью. А вознаграждением за работу будет личный заработок.

Льготы при временном трудоустройстве

На основе учета возраста по законодательству действуют не только ограничения. Но также и льготы для подростков:

  1. Уменьшение норм выработки – ст. 270 ТК.
  2. Оплата не менее установленного уровня, но на основе отработанного времени – ст. 271 ТК.
  3. Ежегодный отдых в 31 день – ст. 267 ТК.
  4. Уменьшенная неделя 24-35 часов – 92 ТК.
  5. Рабочий день 2,5 – 7 часов – ст. 94 ТК.
  6. Медосмотры – ст. 266 ТК.
  7. Увольнение на основе разрешения отдела по делам несовершеннолетних – 269 ТК.

Где нельзя работать?

Существует и перечень должностей, на которые до 18 лет запрещено даже временное трудоустройство. Это относится к:

  • предприятиям с вредными условиями – металлургия, нефтяная химическая промышленность;
  • должностям с психологическими нагрузками;
  • деятельности, при которой вероятно причинение какого-либо вреда;
  • работе по поднятию грузов;
  • судоремонту и судостроению;
  • работе в ночное время;
  • работе на вахте;
  • труду в горнодобывающей сфере;
  • труду в подземных условиях;
  • деятельности в религиозных учреждениях;
  • работе по совместительству.

Ограничение действует и на должности, предполагающие материальную ответственность. Весь перечень указан в Постановлении правительства от 25.02.2000г. №163.

Если нарушена организация временного трудоустройства несовершеннолетних, то для работодателя наступает административная ответственность.

С принятием сотрудника, которому не подходит данная должность, выполняется расторжение договора и перевод на соответствующую вакансию.

Оформление

Временное трудоустройство подростков осуществляется так же, как и в случае со взрослыми. Но при оформлении договора следует учитывать нюансы. Подросткам до 18 лет важно создать необходимые условия, а также обеспечить их защиту:

  1. Документ заключается после обучения в школе. Если нет аттестата, сотрудником может быть подросток, обучающийся заочно.
  2. Работа не может занимать учебное время. К тому же она должна сопровождаться легкими условиями.
  3. В период 14 – 16 лет можно заключать договора, но с разрешения родителей или опекунов.
  4. С 16 лет возможно самостоятельное заключение договора.
  5. Для подростка на работе создаются особые условия.

При нарушении прав сотрудников до 18 лет работодатель несет ответственность, что прописано в законе. Не забывайте о своих правах.

Нюансы

Временное трудоустройство может осуществляться по бессрочным и срочным договорам. Документ, действующий определенный период, считается предпочтительным. Причиной этого является то, что расторжение бессрочного договора возможно по решению работодателя только при особых условиях.

Прекратить трудовые отношения с подростком можно с разрешения Трудовой инспекции и органа по делам несовершеннолетних. Иначе это будет считаться нарушением закона. Возможно такое явление лишь при распаде организации (ст. 269 ТК РФ).

Время работы

Организация временного трудоустройства должна выполняться на основе норм закона. Подростки могут выполнять работу по сокращенному дню (ст. 92 ТК). Длительность занятости зависит от возраста:

  • до 16 лет – 24 ч. в неделю, 5 ч. в день;
  • 16-18 лет – 35 ч. и 7 ч;
  • 14-16 лет (при совмещении труда и учебы) – 2,5 ч. в день и 16-18 лет – 4 ч.

Зарплата

Важный момент. Временное трудоустройство подростков предполагает обязательное внесение данных о размере зарплаты в договор. Также в документах должен быть обозначен порядок ее получения.

У руководителя имеется право оплаты по полной ставке, если неделя сокращенная. Но это – не обязанность.

Выплата дохода может осуществляться на основе затраченного рабочего времени, если это зафиксировано в трудовом договоре.

Исключения

  1. В договоре не должно иметься сведений о командировках, сверхурочном труде. Не следует задействовать подростков для ночной работы, а также для труда в выходные, праздники (ст. 268 ТК).
  2. Не разрешено устанавливать индивидуальную или коллективную финансовую ответственность (ст. 244 ТК). Работник отвечает за нанесение материального вреда специально или по причине преступления.

Документы

Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан осуществляется на основе предоставленных им бумаг. То есть документов. Их перечень может отличаться в зависимости от возраста. Для подростков от 16 лет требуются те же документы, что и для совершеннолетних:

  1. Паспорт.
  2. Трудовая книжка.
  3. Бумага об учете в Военкомате – с 17 лет.
  4. Медкнижка или справка о медосмотре.

При трудоустройстве в 15 лет необходимо предоставить:

  1. Аттестат основного образования.
  2. Если он отсутствует, то требуется справка о заочном обучении.

Если в 15 лет еще не окончено основанное образование, и обучение по заочной форме не начато, то трудоустройство разрешено так же, как и с подростком 14 лет. В этом возрасте дополнительно нужно предоставить разрешение от родителей, органов опеки, справку по учебному расписанию.

Медкомиссия

Медицинский осмотр подростков выполняется на основе направления руководителя. Несовершеннолетний работник должен пройти обследование у профпатолога. Осмотры обязательны перед поступлением на работу, так как это предусмотрено законом. Процедуры должны выполняться каждый год до 18 лет.

Задачей таких мероприятий считается наблюдение за своим здоровьем. Поскольку на работе могут влиять различные факторы. Обязательность осмотров установлена постановлением ГГСВ РФ №58.

Заявление

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан начинается с написания этого документа. Стандартной формы написания заявления нет, его пишут в свободной форме. Заявление должен подписать руководитель.

Около подписи должна быть виза о разрешении работы с несовершеннолетним. Документ подшивается к личному делу работника с прочими бумагами. Далее сотруднику предоставляют возможность знакомства с локальными актами под подпись.

Гарантии

Организация временного трудоустройства безработных граждан должна осуществляться с соблюдением определенных мер. Тех, которые гарантируют сохранение физического и морального состояния. К особенностям организации труда относятся следующие нормы:

  1. Длительность отпуска не должна превышать 31 день. Он может быть увеличен.
  2. Лицам до 18 лет, при желании, может быть предоставлен дополнительный отпуск. Отдых предоставляется через 6 месяцев после трудоустройства. Для этого необходимо лишь подать заявление. Учащимся предоставляется учебный отпуск на время сессии.
  3. Нельзя компенсировать отпуск деньгами. Исключением является выплата за неиспользованное время отдыха при увольнении.
  4. Не следует определять испытательный срок для подростков до 18 лет. Это указано в ст. 70 ТК.

Расторжение договора

Увольнение несовершеннолетнего работодатель по своему решению оформить не может. Об этом необходимо знать каждому подростку.

Для этого требуется согласие от органа по делам несовершеннолетних и в ГТИ.

Если нет разрешения, сотрудник восстанавливается на работе по их требованию, и ему выплачивается доход за период вынужденного прогула.

Расторжение документа возможно на основе требования родителей или опекунов. Обычно это происходит в тех случаях, когда работа мешает учебной деятельности. Если договор действует на протяжении двух месяцев, его расторгают по заявлению раньше срока.

Сотрудник должен за 3 дня письменно оповестить руководство об увольнении. После этого он может не выходить на работу. Когда срок документа заканчивается, руководитель обязан предупредить об этом сотрудника также за 3 дня.

Защита прав

Защита трудовых прав осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и трудовой инспекцией.

При любых нарушениях необходимо обращаться в эти организации, предоставив доказательства.

За неправомерное отношение к ребенку предусмотрена ответственность, поскольку защита его прав является первостепенной задачей государства.

Источник: http://.ru/article/334889/vremennoe-trudoustroystvo-nesovershennoletnih-grajdan-pravila-normyi-i-dokumentyi

Особенности трудоустройства несовершеннолетних граждан

При трудоустройстве и заключении трудового договора несовершеннолетние отнесены к категории граждан, испытывающих трудности в поисках работы.

Особенности молодежи как социально-демографической группы определяют ее невысокую конкурентоспособность на рынке труда и являются не привлекательными для работодателя.

Понятно, что «недостатки» в качестве рабочей силы молодежи в значительной степени связаны с ее возрастом, и с течением лет в той или иной мере могут быть устранены.

Однако в условиях неопределенности рыночной ситуации российские работодатели в подавляющем большинстве не хотят тратить время и средства на «взращивание» молодого работника в своем коллективе до состояния зрелого специалиста, а предпочитают нанимать уже сформировавшихся опытных специалистов.

В период оживления экономической жизни в стране, стоящие перед Россией задачи ускорения темпов роста, ликвидация бедности, развитие наукоемких технологий требуют принципиального изменения политики государства по отношению к молодежи и, прежде всего, к вопросам ее профессиональной подготовки и трудоустройства.

По данным Госкомстата РФ, почти пятая часть безработных в стране (около 1,3 млн. человек) – это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности.

В данной группе безработных молодежь до 20 лет составляет 33,7 %, что не в полной мере согласуется с международными трудовыми нормами.

Международно-правовое регулирование труда ставит целью содействовать полной, продуктивной и свободно избранной занятости трудоспособного населения. Так, ст. 1 Конвенции МОТ № 122 (1964г.

) «О политике в области занятости» обязывает государство в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости осуществлять в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Сложности с трудоустройством молодежи не могут не сказаться отрицательно на других сферах жизни. К числу прочих молодежных проблем следует отнести ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения.

Ставка на рыночные отношения влияет на уменьшение объема медицинских услуг, оздоровления подростков. В 2007 г. к началу оздоровительного сезона детей и подростков приняла 41656 здравниц, в предыдущем году их было 61619.

Лишь 63 % юношей пригодны к военной службе.

Не уменьшается число несовершеннолетних, вовлекаемых в преступную деятельность. В 2008г. за различные правонарушения в управление внутренних дел было доставлено 1 млн. 115 тыс. несовершеннолетних.

При отсутствии единого банка данных и статистики, которой можно доверять, Генеральная прокуратура России, ориентируясь на средства массовой информации и другие источники, полагает, что у нас беспризорной вольницы не два, а около 4 млн.

Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего специального профессионального образования является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Трудоустройству и профессиональному обучению несовершеннолетних должно уделяться первостепенное внимание всех уровней власти, должностных лиц, работодателей, общественных организаций и иных структур, в сферу деятельности которых входят эти вопросы.

Решать возникающие проблемы с трудоустройством несовершеннолетних помогает квотирование рабочих мест, которое является одной из дополнительных гарантий занятости молодежи.

Под квотой понимается минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

Необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет предусмотрена Федеральными законами: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Следует отметить, что в Трудовом кодексе РФ отсутствует статья о квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи.

Однако в целях обеспечения социальной защиты несовершеннолетних граждан органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления устанавливают квоту для приема несовершеннолетних на работу, вопросы квотирования регламентируются их нормативно-правовыми актами. Размер квоты и сроки ее действия определяются указанными органами с привлечением соответствующего территориального органа государственной службы занятости населения, органа по труду и общественной организации, представляющей интересы молодежи, и утверждаются на срок не менее календарного года.

Квотирование осуществляется для трудоустройства выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также для лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, подростков, оставивших учебу, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания, и др.).

Так, постановлением Главы г.

Тулы «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите» установлена квота для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющим численность более 100 человек, в размере не менее 1,5 процента для трудоустройства лиц, относящихся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе несовершеннолетних граждан (за исключением инвалидов).

Трудоустройство молодежи в счет установленной квоты производится работодателем по направлению территориальных органов службы занятости населения.

Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или выделяет определенное количество рабочих мест, предусмотрев в случае необходимости специальное оборудование.

При этом Комитет по труду и занятости населения мэрии совместно с органами опеки и попечительства администраций районов города в течение трех лет работы обеспечивают контроль за адаптацией выпускников учреждений на производстве.

Введение квоты для несовершеннолетних свидетельствует, что работодатель не вправе принять на это рабочее место взрослого работника.

Если к работодателю одновременно обращается несовершеннолетний с направлением от службы занятости и несовершеннолетний без такого направления, то работодатель вправе заключить трудовой договор с любым из них.

В случае отказа в приеме на работу несовершеннолетнего, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении отметку о дне явки и причине отказа и возвращает направление. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суде.

В соответствии с законодательством о занятости несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях трудоустройства, выбора профессии, возможности получения профессионального обучения.

Обеспечению рационального трудоустройства несовершеннолетних способствует, гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг, включающий, в частности, оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи работающей молодежи в первые 3 года трудовой деятельности. Граждане, достигшие возраста 16 лет, на основании ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» могут быть признаны безработными.

В целях обеспечения трудоустройства граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности, служба занятости наравне с подходящей работой вправе предложить профессиональную подготовку. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же специальности) дважды.

В приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку среди безработных граждан, предоставлено право выпускникам общеобразовательных учреждений.

Гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии, специальности, выплата пособия по безработице в каждом ее периоде не может превышать 6 месяцев (в суммарном исчислении) в течение 12 календарных месяцев.

При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан- 12 месяцев (в суммарном исчислении) в течение 18 календарных месяцев (ст. 31 Закона о занятости).

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в области.

Органы службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

Временная занятость безработной молодежи может быть обеспечена путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ, т. е.

общедоступных видов трудовой деятельности, как правило, не требующих предварительной профессиональной подготовки работников, имеющих социально полезную направленность (благоустройство территории, восстановление памятников архитектуры, уход за престарелыми и детьми в соответствующих учреждениях и т. д.).

Субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно регулировать вопросы трудоустройства работников в возрасте до 18 лет. Так, в соответствии с Постановлением Главы г.

Тулы «Об утверждении Положения о реализации мероприятий по содействию занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет» и Постановлением Главы г.

Тулы «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет с использованием средств местного бюджета» основными направлениями деятельности при реализации мероприятий по организации занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет являются: изучение потребности несовершеннолетних граждан в трудоустройстве на временные работы на основе данных опросов учащихся учебных заведений, подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, отделах по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних граждан; участие в организации временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан; информирование несовершеннолетних граждан о планируемых мерах по организации их временного трудоустройства; направление несовершеннолетних граждан для трудоустройства на временные рабочие места.

Источник: https://yurist-77.ru/yuridicheskie-stati/trudovoe-pravo/osobennosti-trudoustrojstva-nesovershennoletnikh-grazhdan.html

Особенности приема на работу несовершеннолетних

Для каждого человека важна финансовая независимость, но вдвойне она важна для подростка, который только входит во взрослую жизнь и пытается стать самодостаточным.

В итоге многие дети на пороге 16-летия пытаются устроиться на работу, зачастую не подозревая о том, что трудоустройство несовершеннолетнего имеет свои особенности. О них следует знать не только самому претенденту, но и работодателю.

Что говорит закон?

В соответствии с действующим законодательством каждый имеет право на труд, в том числе и лица, не достигшие 18 лет.

Но учитывая юный возраст соискателей, а также особенности их юного организма, на законодательном уровне для несовершеннолетних работников предусмотрены некоторые ограничения и установлен ряд особенностей приема.

Нормативная база

В  ст.63 ТК РФ сказано, что прием юных работников возможен, но только при соблюдении некоторых условий, а именно:

  • письменного разрешения от опекунов, коими в большинстве случаев являются родителю, о чем сказано в ст.26 ГК РФ;
  • определенный уровень образования, то есть как минимум наличие базового среднего образования;
  • достижение соответствующего возраста;
  • отсутствие медицинский противопоказаний к труду.

Дети какого возраста уже могут быть трудоустроены?

В ст.63 ТК РФ сказано, что прием несовершеннолетних лиц возможен только при достижении определенного возраста, а именно, 16 лет.

Хотя в виде исключения возможно трудоустроиться и в 14 лет, но только на легкую работу и в период времени, который свободен от занятий в школе или ином образовательном учреждении.

Также в качестве исключения несовершеннолетний работник может быть принят на работу и в более юном возрасте. Но только в том случае, если его занятость будет связана с кинематографом либо театральной деятельностью.

Следует отметить, что оговоренная норма ст.

63 ТК РФ не обязывает работодателя осуществлять прием на работу 17-летнего сотрудника, а только допускает возможность трудоустройства, да и то — при наличии письменного разрешения от родителей. А в некоторых случаях, если ребенок младше 16 лет — при письменном согласии органов опеки.

Трудовой Кодекс Российской Федерации

Ограничения

Даже при наличии полного пакета документов от родителей и органов опеки юным соискателям в трудоустройстве нужно знать, что далеко не на все предприятия и должности они могут претендовать. А работодатели, в свою очередь, далеко не всегда могут использовать труд несовершеннолетних.

В частности, на основании ст.265 ТК РФ запрещено привлекать юных работников к следующим видам работ:

  • вредные либо опасные условия занятости, в том числе подземные работы;
  • игорный бизнес либо работа связанная с психологической нагрузкой, а также все виды деятельности ,связанной со спиртными напитками, табачными изделиями, эротической продукцией;
  • поднятие тяжестей, выше нормы установленной для данной категории работников.

Также детей до 18 лет не могут привлекать к работе в следующих случаях:

№ п\пВид ограниченийОснования
1.Привлечение к ночным и сверхурочным работамСт.96,99 ТК РФ
2.Направление в командировкиСт.268 ТК РФ
3.Привлечение к труду в дни отдыхаСт.268 ТК РФ
4.Занятость в качестве совместителяСт.282 ТК РФ

Льготы и гарантии

Учитывая юный возраст работников, на законодательном уровне предусмотрены не только ограничения, но и льготы, которые введены с целью защиты несовершеннолетних.

№ п\пЛьготыОснования
1.Сниженные нормы выработкиСт.270 ТК РФ
2.Оплата труда не ниже установленного оклада, но пропорционально отработанному времениСт.271 ТК РФ
3.Ежегодный отдых не менее 31 дня, причем в удобное для юных работников времяСт.267 ТК РФ
4.Сокращенная неделя от 24 до 35 часов в зависимости от возрастаСт.92 ТК РФ
5.Сокращенная ежедневная смена от 2,5 до 7 часов в зависимости от возраста и совмещения работы в учебойСт.94 ТК РФ
6.Обязательные медицинские осмотры за счет работодателяСт.266 ТК РФ
7.Увольнение только с согласия гос. инспекции по делам несовершеннолетнихСт.269 ТК РФ

Оформление приема на работу несовершеннолетних

В Трудовом Кодексе РФ установлен единый порядок оформления трудовых взаимоотношений. Он распространяется на все категории тружеников, независимо от их принадлежности к определенной социальной группе, в том числе это касается и несовершеннолетних работников.

Но, учитывая некоторые ограничения в привлечении к труду, существует несколько нюансов, о которых нужно знать.

Условия и правила приема

Сюда относятся следующее:

  • Ни один юный труженик не может быть принят на предприятие без прохождения медицинского осмотра.
  • Юный соискатель труда обязан предоставить не только установленный нормами закона пакет документов, но и предоставить ряд дополнительных данных.
  • Несовершеннолетний работник должен понимать, что подписывая трудовой договор он несет ответственность по соблюдению всех условий. После 16 лет он уже обязан отвечать за взятые на себя обязательства.

Пошаговая процедура

Прием на работу несовершеннолетних лиц мало чем отличается от подобного же в отношении других категорий служащих, за исключением некоторых особенностей.

Установление испытательного срока

На основании ст.70 ТК РФ юных работников запрещено принимать с установлением испытательного срока по следующим причинам:

  • отсутствие определенной квалификации и трудовых навыков, которые собственно и проверяются в период испытания;
  • вероятность психологической нагрузки в связи с установленной проверкой;
  • малый срок работы, ведь как правило, подростки до 16 лет в основном работаю на каникулах, соответственно вводить испытательный срок нет смысла;
  • выполнение легкого труда, который не требует специальной квалификации и дополнительной проверки навыков.

Режим работы

Для лиц до 18 лет устанавливается особенный график работы, регламентированный нормами ст.94 ТК РФ.

В ней сказано, что в зависимости от возраста устанавливается следующая продолжительность рабочей смены:

  • не более 5 часов для работников от 15 до 16 лет;
  • не более 7 часов для работников от 16 до 18 лет;
  • не более 2,5 часов для работников от 14 до 16 лет, при условии, что в течение дня они еще и учатся в школе или ином образовательном учреждении;
  • не более 4 часов для работников от 16 до 18 лет, совмещающих работу с обучением.

Документы

В соответствии со ст.65 ТК РФ при приеме несовершеннолетних лиц следует подготовить следующий пакет документов:

  • паспорт либо свидетельство о рождении;
  • школьный аттестат либо справку о том, где обучается юный работник, с расписанием занятий.

А вот с остальными документами, которые указаны в оговоренной статье, могут возникнуть сложности.

В той же ст.65 ТК РФ сказано, что лицам, впервые поступающим на работу, трудовая книжка заводится за счет работодателя. То же самое касается и страхового свидетельства. Оно на основании ст.7 ФЗ №27 оформляется за счет страховщика, коим работодатель и является.

С документами, подтверждающими постановку на воинский учет, также могут быть проблемы. На основании ст.9 ФЗ №53 на учет можно стать только в преддверии 17-летия, но не раньше. Соответственно и предоставить документы о постановке на учет не получится.

Помимо вышеперечисленных документов, юному работнику также нужно предъявить письменное разрешение родителей на трудоустройство, которое составляется в свободной форме и не подлежит заверению либо регистрации в других органах.

Пример такого согласия:

Если же юному соискателю на должность менее 16 лет предстоит получить еще и согласие органов опеки, которое будет оформлено на основании некоторых документов, подтверждающих режим работы предприятия и состояние здоровья ребенка.

Следует отметить, что наряду с другими несовершеннолетними работниками возможен и прием ребенка-инвалида. Он обладает те ми же правами и гарантиями.

 При трудоустройстве данной категории лиц к вышеперечисленным документам нужно будет добавить удостоверение об инвалидности и медицинские рекомендации об условиях труда.

Если с предварительным пакетом документов у юного соискателя должности проблем не возникнет, можно начинать и процедуру официального оформления, которое практически ничем не отличается от оформления других работников.

Так, подается заявление о приеме, затем оформляется приказ и договор о сотрудничестве, оформляется личная карточка и вносится соответствующая запись в трудовую книжку.

Заявление составляется в свободной форме, по представленному ниже образцу:

Пример заявления

После наложения визы на заявление оформляется приказ о приеме, образец которого представлен на нашем сайте:

Образец приказа

Одновременно с приказом о сотрудничестве оформляется и трудовой договор, который составляется с учетом всех льгот и гарантий, а также ограничений, предусмотренных для несовершеннолетних работников.

С образцом которого можно ознакомиться ниже:

Типовой договор с несовершеннолетним

Затем уже на основании оформленных документов оформляется личная карточка.

И во вновь заведенную трудовую книжку вносится соответствующая запись, приведенная ниже:

Пример записи в трудовой книжке

Оплата труда и дней отдыха

Детям с 14 лет при трудоустройстве положены те же льготы и гарантии, помимо вышеуказанных, что и другим работникам. Это заработная плата не ниже минимальной, о чем сказано в ст.271 ТК РФ, но с учетом отработанного времени.

При этом на юных работников распространяются не только трудовое законодательство, но и локальные акты предприятия, те же Положения о премировании или оплате труда.

То есть несмотря на юный возраст работники этой категории должны получать заработную плату в том объеме, который установлен на предприятии, а не меньше, ввиду возраста.

Также на основании ст.267 ТК РФ юным работникам положен удлиненный отпуск, составляющий 31 день. Он должен предоставляться в удобное для подростков время.

Как правило, юные работники занятость совмещают с учебой, соответственно им предоставляется право самостоятельно корректировать свой график, без ущерба для обоих видов занятости.

При этом отпускные им выплачиваются в полном объеме, в соответствии с нормами закона.

Практически на каждом предприятии есть работа, которую с большим удовольствием выполнят подростки. Им не только нужны деньги для личных трат, но и возможность набраться опыта в преддверии взрослой жизни.

Именно поэтому не следует отвергать юных соискателей работы. Только труд даст им возможность повзрослеть и набраться жизненного опыта, а также принести пользу предприятию пускай и малую, но такую необходимую.

Источник: http://kadriruem.ru/priem-na-rabotu-nesovershennoletnih/

Статья 272. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет

Комментарий к статье 272

1.

Трудоустройство учащихся, достигших 14-летнего возраста, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения, допускается только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 63 ТК).

Лица более раннего возраста могут работать на тех же условиях, но только в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, участвуя в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба их здоровью и нравственному развитию. При этом в разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа (ч. 4 ст. 63 ТК).

2. Статья 5 Закона о занятости устанавливает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о занятости населения оказывают государственные услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, реализуют территориальные программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (ст. 7.1 Закона о занятости). Органы местного самоуправления наделены правом участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 7.2 Закона о занятости).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают квоту для приема на работу несовершеннолетних граждан. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних является одним из средств обеспечения их трудоустройства.

Под квотой понимается минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

Размер квоты в ряде субъектов устанавливается в определенном количестве рабочих мест. Например, Закон г. Санкт-Петербурга от 8 октября 1997 г. N 161-53 “О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи” определил квоту на 2006 г.

в размере 300 рабочих мест (Вестник администрации Санкт-Петербурга. 1997. N 11; 2006. N 1). Распределение квоты среди организаций-работодателей производится администрацией города. В других субъектах – зависит от численности работников организации. Закон г.

Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 “О квотировании рабочих мест” устанавливает для работодателей, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников.

Количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2%. В остальной части Закон г.

Москвы предоставляет работодателям альтернативную возможность трудоустраивать несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (Ведомости Московской городской Думы. 2005. N 2. Ст. 379). Аналогично решен вопрос в Законе Тюменской области от 31 марта 2000 г. N 168 “О квотировании рабочих мест в Тюменской области”, где установлена суммарная квота 2% в отношении организаций, численность работников в которых составляет более 100 человек для трудоустройства социально незащищенных граждан, среди которых названы и несовершеннолетние (Тюменские известия. 2000. N 64).

Трудоустройство лиц моложе 18 лет в счет квоты производится работодателем по направлению органов службы занятости. Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или выделяет определенное количество рабочих мест, предусмотрев в случае необходимости специальное оборудование.

Введение квоты для несовершеннолетних свидетельствует, что работодатель не вправе принять на это рабочее место взрослого работника.

Если к работодателю одновременно обращаются несовершеннолетний с направлением от органа службы занятости и несовершеннолетний без такого направления, то работодатель вправе заключить трудовой договор с любым из них.

В случае отказа в приеме на работу несовершеннолетнего, направленного органом службы занятости, работодатель делает в направлении отметку о дне явки и причине отказа и возвращает направление. Отказ в приеме на работу можно обжаловать в суд (ч. 6 ст. 64, ч. 3 ст. 391 ТК).

В соответствии со сложившейся судебной практикой суд, признав отказ незаконным, выносит решение, обязывающее работодателя заключить с истцом трудовой договор.

Такой договор должен быть заключен со дня обращения к работодателю по поводу приема на работу.

Если в результате отказа в заключении трудового договора работник имел вынужденный прогул, его оплата производится применительно к правилам, установленным для оплаты времени вынужденного прогула незаконно уволенного работника.

3.

Обеспечению рационального трудоустройства несовершеннолетних способствует гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг, включающий, в частности, оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи работающей молодежи в первые 3 года трудовой деятельности, гражданам, имеющим статус безработного (п. 9.1 Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утв. Постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1 (Бюллетень Минтруда России. 1996. N 11)).

4. Граждане, достигшие возраста 16 лет, на основании ст. 3 Закона о занятости могут быть признаны безработными.

В целях обеспечения трудоустройства граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности, служба занятости наравне с подходящей работой вправе предложить профессиональную подготовку.

При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды.

В приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку среди безработных граждан предоставлено право выпускникам общеобразовательных учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим профессии (специальности).

5. Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев.

При этом общий период выплаты пособия по безработице для этой категории граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Пособие по безработице в первом и во втором (6-месячном) периодах выплаты начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице.

Проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (ст. ст. 30, 31, 34 Закона о занятости).

Минимальный размер пособия по безработице на 2006 г. установлен в размере 720 руб. (Постановление Правительства РФ от 17 января 2006 г. N 12 “О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2006 год” // СЗ РФ. 2006. N 4. Ст. 385).

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (ст. 30 Закона о занятости).

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе (п. 5 ст. 9 Закона о защите детей-сирот).

6.

Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 руб. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ (п. 8 ст. 6 Закона о защите детей-сирот; см. Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 659 “Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении “Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию” (СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4675)).

Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 8 ст. 6 Закона о защите детей-сирот).

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья (п. 1 ст. 9 Закона о защите детей-сирот). Постановлением Минтруда России от 10 февраля 1998 г. N 5 утвержден Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (БНА РФ. 1998. N 12).

7.

Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях (п. 6 ст. 9 Закона о защите детей-сирот).

8.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения (п. 6 ст. 19 Закона об образовании).

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении (п. 7 ст. 19 Закона об образовании).

9. Гарантии по трудоустройству лиц моложе 18 лет закрепляются и в заключаемых соглашениях.

Так, предусматривается квотирование рабочих мест для лиц, окончивших общеобразовательные и специальные учебные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования (см.

Отраслевое тарифное соглашение по специальному строительству Российской Федерации на 2005 – 2007 годы, Федеральное межотраслевое соглашение по промышленности обычных вооружений и промышленности боеприпасов и спецхимии на 2006 – 2008 годы).

Источник: http://hr-portal.ru/article/statya-272-osobennosti-trudoustroystva-lic-v-vozraste-do-vosemnadcati-let

Портал Закона
Добавить комментарий