Особенности ликвидации кредитных организаций

Ликвидация кредитных организаций – управление деятельностью, процедура, практические аспекты

В силу разных внешних и внутренних причин может сложиться ситуация, при которой дальнейшая деятельность кредитной организации невозможна.

Тенденция характерна в периоды экономического спада и финансового кризиса.

В таких случаях единственно верным решением может стать ликвидация предприятия.

На практике частой причиной ликвидации выступает регулярное нарушение нормативных документов или факты фиктивного банкротства с целью осуществить добровольную ликвидацию.

Особенности процедуры

Для проведения процедуры по ликвидации необходимо наличие следующих условий:

  • кредитная организация располагает достаточными ресурсами и активами, покрывающими все кредиторские задолженности;
  • отсутствие нарушений в бухгалтерском документообороте;
  • при действиях и юридических процедурах нет правонарушений.

В том случае, если уставом предприятия предусмотрен орган, имеющий право закрыть его по собственной инициативе, то оно может принять такое решение. В иных случаях решение о ликвидации принимается на общем собрании. Решения уполномоченных органов должно зафиксироваться в протоколе собрания.

Кредитные организации (КО) бывают банковскими или не банковскими. Банковские КО регулируют свою деятельность в рамках соответствующих законов. У них есть полномочия на открытие счетов, создание вкладов и привлечение средств.

Деятельность небанковские КО отчасти пересекается со стандартами банковской системы и в основном определяется в индивидуальном порядке.

Детали проведения

Ликвидация осуществляется в добровольном или принудительном порядке:

ДобровольноПри добровольной ликвидации решение о прекращении деятельности принимается управляющим составом предприятия. При этом кредитная организация может иметь удовлетворительные финансовые показатели и стабильность во взаимодействии с кредиторами и вкладчиками.В собрании учредителей, в котором будет рассмотрен вопрос о ликвидации, должны протоколироваться следующие вопросы:Причиной для добровольной ликвидации должны быть случаи, предусмотренные в законодательстве.К ним относятся:
  • отзыв лицензии кредитного учреждения (полномочия ЦБ);
  • истечение срока разрешения;
  • систематические нарушения закона в ходе деятельности;
  • противозаконные действия.

С момента принятия решения в течение одной рабочей недели КО обязана поставить в известность территориальное отделение Банка России (БР). Дальнейшие процедуры будут происходить в тесном сотрудничестве с его представителями. Так, при назначении лиц в состав ликвидационной комиссии, каждая кандидатура согласовывается с БР.Комиссия должна заниматься всеми процессами и процедурами, необходимыми для ликвидации. В их число входит: составление промежуточного баланса, взаиморасчеты с кредиторами и контрагентами, составление ликвидационного баланса и передача в БР.БР тщательно разбирает документацию и в случае отсутствия к ним претензий отправляет ее в Государственный реестр или соответствующий департамент для снятия со счета кредитных организаций.Лицензия должна возвращаться в управление лицензированием деятельности Банка России не позднее 15 дней с момента принятия решения о ликвидации. БР на основании сданных документов выдает решение, которое служит основой для снятия с учета из ЕГРЮЛ в течение 40 дней с момента подачи документов.

ПринудительноПорядок принудительной ликвидации кредитных организаций регулируется законом «О банках и банковской деятельности». Если после того как ликвидационная комиссия создана и работает над поставленными целями БР отзывает ее лицензию, то решение акционеров уже утрачивает юридическую силу.В том случае, если кредитная организация находит у себя признаки банкротства, то она обязана принять решение о ликвидации и направить ходатайство в БР об отзыве лицензии.Банк России в этом случае, в течение 15 дней обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации. Если к этому моменту у предприятия будут обнаружены признаки банкротства, то арбитражный суд признает его таковым согласно закону «О несостоятельности».Установленные законом случаи для принудительной ликвидации следующие:

  • отсутствие полной или частичной суммы оплаты уставного капитала в установленный законодательством срок;
  • если арбитражный суд установил факт отсутствия явного банкротства и обнаружил признаки фиктивного банкротства;
  • прекращение судебного производства по банкротству;
  • если в течение 1 месяца БР не принял решение о выдаче лицензии на финансовую деятельность.

Рассмотрение дел по ликвидации на основе нарушений закона происходит в два раза быстрее и в короткие сроки.  В остальном ликвидация по правонарушению проходит аналогично ликвидации по несостоятельности.

Порядок шагов

Ликвидация КО – процесс длительный. Состоит из нескольких этапов и сложных процедур.

Ликвидация кредитных организаций в России происходит следующим образом:

  1. Решение управляющего состава о прекращении деятельности.
  2. В течение 3 последующих дней КО обязана уведомить об этом Банк России. Процесс ликвидации считается запущенным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. С этого момента предприятие не имеет право вносить коррективы в свой документооборот.
  3. Назначается ответственное лицо. Это осуществляется на основе решения ликвидационной комиссии или направления конкурсного управляющего. Данное лицо является уполномоченным представителем на время ликвидации и обязано представлять его интересы во всех инстанциях.
  4. Ликвидируется банковский счет КО. Средства передаются в расчетно-кассовый центр ЦБ, который должен быть открыт предварительно.
  5. Ликвидационная комиссия составляет отчет не только о собственной деятельности, но и ликвидационный баланс. Эти документы передаются в соответствующее управление Центробанка. Вместе с тем, передается и заключение о работе ликвидационной комиссии, устав и лицензия.
  6. Печать в СМИ о ликвидации.
  7. Расчет с кредиторами. Порядок установлен 64-ст. ГК РФ.
  8. Роспуск штата компании.
  9. Банк России в течение 15 дней отзывает лицензию КО.
  10. Проводится проверка налоговых органов. Перед этим целесообразно провести внутренний аудит компании.
  11. Уплата государственной пошлины.
  12. Аннулирование записи из списка КО.

Процедура реорганизации осуществляется в случае слияния или присоединения предприятия.  Слияние подразумевает возможную утерю профили предприятия. А при присоединении компания не только сохраняет стратегию управления, но и продолжит развитие в собственном профиле.

Принудительная реорганизация осуществляется в следующих случаях:

  • если кредитное учреждение не выполняет требования ЦБ РФ;
  • объем капитала уменьшился в течение года на 30% или более по сравнению с аналогичным предыдущим периодом;
  • несоблюдение нормативов по ликвидности на 20% и более.

Принудительная реорганизация осуществляется Банком России. Он направляет соответствующее требование в кредитную организацию.

Совет директоров или иной управляющий состав имеют право подавать ходатайство в БР о намерении устранения кредитной организацией признаков банкротства в срок менее 3 дней. Окончательное решение должно приниматься в течение 10 дней и об необходимо уведомить ЦБ.

Важные замечания про ликвидацию кредитных организаций

Методы ускорения

Практические аспекты ликвидации часто сталкиваются с затягиванием процесса. В связи с этим, внесены поправки в АПК РФ.

Согласно данному закону, территориальное отделение Банка России, в случае своевременного неисполнения КО ликвидационных обязательств, имеет право подавать заявление в арбитражный суд об изменении порядка ликвидации и назначении ликвидатора.

Если кредитная организация не может приступить к процессу по причине недостаточности имущества или отсутствия средств на деятельность ликвидационной комиссии, ЦБ должно рекомендовать обращение в арбитражный суд с запросом о ликвидации по банкротству.

Проблемы с законом

Следует учитывать, что тенденция банкротства и несостоятельность организации не наступает в один день.

Те компании, которые намерены работать и развиваться, заранее знают исход каждого принятого решения и в случае возникновения проблем, заблаговременно устраняют их.

Если этого не было сделано, то арбитражный суд имеет полное право заподозрить КО в неправомерных мотивах.

Процедура ликвидации кредитных организаций часто сопровождается фальсификацией документов, в частности бухгалтерских данных. Такие методы позволяют скрыть истинное положение дел и создавать видимость у окружающих, что предприятие платежеспособно.

Кроме того, часто встречаются случаи создания фирм-однодневок. Это делается в целях вывода акций и имущества предприятия. В итоге к моменту ликвидации можно обнаружить практическую нищету предприятия.

Чтобы избежать подобных картин, следует заострить внимание контролирующих и проверяющих органов на документообороте предприятия. Также эффективной может быть усиление ответственности за фиктивное банкротство.

Необходимо уделить особое внимание сохранности и защищенности бухгалтерских документов. На практике это усложняется тем, что у посторонних лиц нет возможности и доступа к электронным базам данных предприятий.

Ответственность и сроки

По закону на добровольную ликвидацию отведен срок более 12 месяцев. На практике она гораздо быстрее осуществляется. Принудительная ликвидация длится чуть дольше. Добровольная ликвидация кредитора занимает время от 3 до 6 месяцев.

Процесс ликвидации принудительного характера должен быть закрыт в срок не более 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда.

Нарушение порядка может повлечь за собой штрафные санкции в отношении к ликвидатору. В исключительных случаях срок может быть продлен по ходатайству ликвидатора.

Ликвидация считается достигшей своей цели по факту внесения соответствующей записи в реестр юридических кредитных учреждений.

Реорганизация и ликвидация предприятия, согласно норм законодательства, может быть нескольких типов.

Какие последствия могут быть у отмены ликвидации юридического лица? В этой статье вопрос комментируют специалисты.

В чем особенности ликвидации некоммерческой организации? Детали по ссылке.

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/likvidacija-kreditnyh-organizacij/

25. Особенности ликвидации кредитных организаций

Реорганизациякредитной организацииможет быть осуществлена в форме:

– слияния;

– присоединения;

– выделения;

– разделения;

– преобразования.

Каждая из них имеетсвои особенности, однако общим длявсех форм реорганизации являетсяследующее:

1) при всех формахреорганизации кредитной организациис созданием нового юридического лицаЦБ РФ рассматривает вопрос о выдаче имновых лицензий на осуществлениебанковских операций;

2) кредитныеорганизации уведомляют ЦБ РФ о своейреорганизации и представляют необходимыедля регистрации документы в течение 1месяца со дня принятия решения ореорганизации;

3) при реорганизациис кредитной организации взимаетсярегистрационный сбор.

Слияние иприсоединениепроводятся поэтапно и включают:

– подготовкудоговора о слиянии или присоединении;

– уведомлениетерриториального учреждения ЦБ поместонахождению реорганизующегосябанка о предстоящем слиянии илиприсоединении;

– проведениесовещания представителей реорганизующегосябанка с представителями территориальногоучреждения ЦБ по месту предполагаемогонахождения нового банка. На этом совещанииобсуждаются вопросы о сроках, целяхреорганизации и т. п.;

– проведение общихсобраний участников реорганизующихсябанков, где решаются вопросы об утверждениидоговора о слиянии или присоединении;

– уведомлениекредиторов реорганизуемых банков опринятом общим собранием участниковрешении о реорганизации;

– проведениеобщего собрания участников реорганизующихсябанков. Протокол этого собранияпредставляется в территориальноеучреждение Банка России;

– представлениев территориальное учреждение БанкаРоссии документов, связанных с регистрациейбанков.

Для регистрациисоздаваемых в результате разделенияили выделения банков в территориальноеучреждение ЦБ представляются те жедокументы, что и для создания банка.Кроме того:

– протокол общегособрания участников реорганизуемогобанка, на котором было принято эторешение, разделительный баланс;

– документы,подтверждающие уведомление кредиторовбанка о реорганизации.

Территориальноеучреждение Банка России по результатамрассмотрения документов принимаетрешение о возможности реорганизациибанка и направляет все документы в БанкРоссии, который уже вносит запись огосударственной регистрации созданныхкредитных организаций и запись опрекращении деятельности реорганизованногобанка (в случае разделения).

Для регистрациибанка, возникшего в результатепреобразования,в территориальное учреждение БанкаРоссии по местонахождению банканаправляются документы:

– передаточныйакт;

– документы,подтверждающие уведомление кредиторов

26. Особенности налогообложения операций коммерческих банков

27. Особенности правового положения и порядка создания банка

28. Осуществление банками профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Оказаниенекоторых видов услуг на рынке ценныхбумаг в РФ регулируется особым образом.

Российское законодательство, в частностиФедеральный закон «О рынке ценныхбумаг», определяет следующие видыдеятельности на рынке ценных бумаг какпрофессиональную деятельность:брокерская— совершение банком гражданско-правовыхсделок с ценными бумагами в качествеповеренного или комиссионера, действующегона основании договора поручения иликомиссии, а также доверенности насовершение таких сделок при отсутствииуказаний на полномочия поверенного иликомиссионера в договоре;дилерская —совершение банком сделок купли-продажиценных бумаг от своего имени и за свойсчет путем публичного объявления ценпокупки и/или продажи определенныхценных бумаг с обязательством покупкии/или продажи этих ценных бумаг пообъявленным им ценам;деятельностьпо управлению ценными бумагами —осуществление банком от своего имениза вознаграждение в течение определенногосрока доверительного управленияпереданными ему во владение и принадлежащимидругому лицу в интересах этого лицаценными бумагами; денежными средствами,предназначенными для инвестированияв ценные бумаги; денежными средствамии ценными бумагами, получаемыми впроцессе управления ценнымибумагами;клиринговая — деятельностьпо определению взаимных обязательств(сбор, сверка, корректировка информациипо сделкам с ценными бумагами и под-готовкабухгалтерских документов по ним) и ихзачету по поставкам ценных бумаг ирасчетам по ним;депозитарная —оказание услуг по хранению сертификатовценных бумаг и/или учету и переходу правна ценные бумаги;деятельность поведению реестра владельцев ценных бумаг— сбор, фиксация, обработка, хранениеи предоставление данных, составляющихсистему ведения реестра владельцевценных бумаг; имеют право заниматьсятолько юридические лица, именуемые вэтом случае держателями реестра;держателем реестра может быть эмитентили профессиональный участник рынкаценных бумаг, осуществляющий деятельностьна основании поручения эмитента;

деятельностьпо организации торговли на рыже ценныхбумаг — предоставление услуг,непосредственно способствующихзаключению гражданско- правовых сделокс ценными бумагами между участникамирынка ценных бумаг.

Участники фондовогорынка, в том числе банки, осуществляющиепрофессиональную деятельность, именуютсяпрофессиональными участниками рынкаценных бумаг.

Все виды профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумагосуществляются на основании специальногоразрешения — лицензии, которая выдаетсяФедеральной комиссией по рынку ценныхбумаг или уполномоченными ею органамина основании генеральной лицензии.

Деятельность профессиональных участниковрынка ценных бумаг лицензируется тремявидами лицензий:лицензиейпрофессионального участника рынкаценных бумаг;лицензией на осуществлениедеятельности по ведению реестра;лицензиейфондовой биржи.

Исторически сложилось,что кредитные организации получаютлицензии профессионального участникаи осуществляют такие виды профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумаг, какброкерская; дилерская; деятельность подоверительному управлению ценнымибумагами; депозитарная,клиринговая.

Осуществление деятельностипо ведению реестра не допускает еесовмещения с другими видами профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумаг.

Всвязи с этим данными операциями занимаютсяпрофессиональные участники рынка ценныхбумаг, именуемые регистраторами, длякоторых эта деятельность являетсяисключительной. Банки, активно занимавшиесярегистраторской деятельностью до выходав свет Федерального закона «О рынкеценных бумаг», вынуждены были от нееотказаться. Кредитные организации незанимаются деятельностью по организацииторговли на рынке ценных бумаг, в силутого что данный вид профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумагосуществляется фондовыми биржами.

Фондовойбиржей может признаваться толькоорганизатор торговли на рынке ценныхбумаг, не совмещающий деятельность сиными видами деятельности, за исключениемдепозитарной и клиринговой деятельности.

Фондовая биржа создается в форменекоммерческого партнерства.

Банккак профессиональный участник рынкаценных бумаг обязан раскрывать информациюо проведенных им операциях в случаях,когда он произвел в течение одногоквартала операции с одним видом ценныхбумаг одного эмитента, если количествоценных бумаг по этим операциям составилоне менее 100 % общего количества эмитированныхценных бумаг, либо когда он произвелразовую операцию с одним видом ценныхбумаг одного эмитента, если количествоценных бумаг по этой операции составилоне менее 15 % общего количества эмитированныхценных бумаг. Информация должна бытьраскрыта не позднее 5 дней после окончаниясоответствующего квартала или послеразовой операции путем уведомления вэлектронном виде распространителя,заключившего договор с ЦентральнымБанком Российской Федерации.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2873701/page:18/

Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации. Приходько А.В. Банковское право

  • Общая характеристика и система банковского законодательства
  • Понятие, признаки и виды банковских правоотношений
  • Субъекты банковских правоотношений
  • Понятие и признаки банка
  • Понятие и признаки кредитной организации
  • Отличие банка от иных кредитных учреждений
  • Понятие и виды банковских систем
  • Уставный капитал кредитной организации
  • Правовые формы кредитно-денежной политики государства
  • Правовое положение ЦБ РФ
  • Компетенция Центрального Банка РФ
  • Органы управления Банком России
  • Правовое положение территориальных учреждений Банка России
  • Особенности правового статуса и компетенции расчетно-кассовых центров территориальных управлений Банка России
  • Понятие и виды коммерческих банков. Основания классификации коммерческих банков
  • Порядок и этапы создания коммерческих банков. Документы, завершающие отдельные этапы
  • Устав коммерческого банка
  • Понятие и правовые требования к уставному капиталу коммерческого банка
  • Порядок формирования уставного капитала
  • Особенности правового положения и порядка создания кредитной организации с участием иностранного капитала
  • Компетенция коммерческих банков
  • Понятие, назначение и виды банковских лицензий
  • банковской лицензии
  • Порядок получения банковской лицензии
  • Отзыв лицензии
  • Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации
  • Правовые формы взаимодействия Центрального Банка РФ и коммерческих банков
  • Понятие, содержание и назначение экономических нормативов, устанавливаемых Банком России
  • Правовое положение и виды обособленных подразделений кредитных организаций
  • Правовое положение и особенности создания филиала кредитной организации
  • Банкротство кредитной организации
  • Правовая форма взаимодействия банка и клиента
  • Понятие и содержание договора банковского счета
  • Виды банковских счетов
  • Понятие и содержание договора банковского вклада
  • Виды вкладов
  • Особенности правового регулирования депозитных вкладов. Использование депозитных сертификатов
  • Порядок и основания заключения банковского счета
  • Арест и закрытие банковского счета. Приостановление операций по банковскому счету
  • Понятие и содержание банковской тайны. Правовое оформление банковской тайны
  • Понятие и содержание кредитного договора
  • Порядок и основания заключения кредитного договора. Работа банка по заключению кредитного договора
  • Исполнение и изменение условий кредитного договора
  • Формы, виды, особенности обеспечения банковского кредита
  • Ответственность сторон в кредитных правоотношениях
  • Кредитование дебиторской задолженности
  • Общие положения расчетных правоотношений
  • Структура и содержание расчетных правоотношений
  • Место банка в расчетных правоотношениях. Субъекты расчетных отношений
  • Основные способы расчетов
  • Правовые формы расчетных правоотношений
  • Тенденции в правовом регулировании расчетных правоотношений
  • Расчеты платежными поручениями. Работа банка с платежными поручениями
  • Работа банка при расчетах аккредитивами
  • Расчеты чеками. Виды чеков и порядок их использования
  • Санкции и ответственность в расчетных правоотношениях
  • Особенности расчетов по инкассо
  • Корреспондентские отношения банков. Порядок и правовые требования к их заключению и содержанию
  • Понятие валюты и валютных ценностей
  • Законодательство, регламентирующее валютные правоотношения
  • Виды валютных рынков
  • Виды валютных операций банков
  • Общие и специальные условия работы банков с валютой
  • Виды валютных операций резидентов и нерезидентов
  • Кассовые операции
  • Правовое положение юридической службы банка
  • Особенности правового регулирования депозитных счетов. Использование депозитных сертификатов
  • Правовое регулирование вексельного обращения
  • Понятие векселя и виды операций банка с векселями
  • Понятие и виды банковских рисков
  • Понятие банковского кредитования
  • Кредитный договор: понятие, правовое регулирование
  • Права и обязанности кредитора (банка)
  • Классификация кредитов (ссуд)
  • Погашение кредита
  • Понятие и содержание договора страхования риска непогашения кредитов
  • Межбанковские кредиты
  • Способы обеспечения кредита
  • Особенности страхования валютных рисков
  • Работа банка по страхованию банковских рисков
  • Особенности использования чеков и векселей в международных расчетах
  • Понятие, виды и принципы международных расчетов
  • Правовое регулирование выпуска банками ценных бумаг
  • Реализация ценных бумаг банка
  • Прочие операции банка с ценными бумагами
  • Правовые формы и требования к участию банка в работе на фондовом рынке
  • Банковский аудит
  • Правовое положение и цели аудиторских служб в банковской деятельности
  • Аудиторское заключение

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме:

  • слияния;
  • присоединения;
  • выделения;
  • разделения;
  • преобразования.

Стоит сказать, что каждая из них имеет ϲʙᴏи особенности, однако общим для всех форм реорганизации будет следующее:

1) при всех формах реорганизации кредитной организации с созданием нового юридического лица ЦБ РФ рассматривает вопрос о выдаче им новых лицензий на осуществление банковских операций;

2) кредитные организации уведомляют ЦБ РФ о ϲʙᴏей реорганизации и представляют необходимые для регистрации документы в течение 1 месяца со дня принятия решения о реорганизации;

3) при реорганизации с кредитной организации взимается регистрационный сбор.

Слияние и присоединение проводятся поэтапно и включают:

  • подготовку договора о слиянии или присоединении;
  • уведомление территориального учреждения ЦБ по местонахождению реорганизующегося банка о предстоящем слиянии или присоединении;
  • проведение совещания представителей реорганизующегося банка с представителями территориального учреждения ЦБ по месту предполагаемого нахождения нового банка. На ϶ᴛᴏм совещании обсуждаются вопросы о сроках, целях реорганизации и т. п.;
  • проведение общих собраний участников реорганизующихся банков, где решаются вопросы об утверждении договора о слиянии или присоединении;
  • уведомление кредиторов реорганизуемых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации;
  • проведение общего собрания участников реорганизующихся банков. Протокол ϶ᴛᴏго собрания представляется в территориальное учреждение Банка России;
  • представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с регистрацией банков.

Для регистрации создаваемых в результате разделения или выделения банков в территориальное учреждение ЦБ представляются те же документы, что и для создания банка.

Кроме того:

  • протокол общего собрания участников реорганизуемого банка, на кᴏᴛᴏᴩом было принято ϶ᴛᴏ решение, разделительный баланс;
  • документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации.

Отметим, что территориальное учреждение Банка России по результатам рассмотрения документов принимает решение о возможности реорганизации банка и направляет все документы в Банк России, кᴏᴛᴏᴩый уже вносит запись о государственной регистрации созданных кредитных организаций и запись о прекращении деятельности реорганизованного банка (в случае разделения).

Для регистрации банка, возникшего в результате преобразования, в территориальное учреждение Банка России по местонахождению банка направляются документы:

  • передаточный акт;
  • документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации;
  • копии опубликованного в печати баланса преобразуемого банка.

Центральный банк, приняв решение о возможности реорганизации кредитной организации или ее ликвидации, направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению государственного реестра юридических лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=oqe4Y8Dk4Yc

Реорганизация или ликвидация кредитной организации считается завершенной после внесения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/4124/177048/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.html

Ликвидация кредитной организации | Банковское право | Шпоры для каждого!

По действующему банковскому законодательству, ликвидация кредитной организации может быть добровольная или принудительная.

Добровольная ликвидация кредитной организации осуществляется по инициативе учредителей (участников) кредитной организации.

Принудительная ликвидация кредитной организации проводится решением суда по инициативе Банка России.

ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990

Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации

Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с ФЗ с учетом требований настоящего ФЗ.

При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей, установленных настоящим ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России.

Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Взаимодействие Банка России и уполномоченного регистрирующего органа по вопросу о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или о государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России.

Если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании статьи 20 настоящего ФЗ принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) кредитной организации или решения назначенной учредителями (участниками) кредитной организации ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном статьей 23.1 настоящего ФЗ.

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Источник: http://www.shpora.su/likvidaciya-kreditnoj-organizacii/

Порядок ликвидации кредитной организации (ЛИКВИДАЦИЯ)

Ликвидация КО

Ликвидация может быть добровольной или принудительной (по решению БР после отзыва лицензии).

Добровольная ликвидация банка производится на основе решения самих учредителей банка. Это решение может быть принято, если учредители решили прекратить заниматься банковским бизнесом. Ликвидация происходит при условии, что банк является платежеспособным.

Те он в состоянии рассчитаться с вкладчиками и кредиторами по своим обязательствам. Участники банка создают ликвидационную комиссию, согласовывают ее состав с территориальным учреждением Банка России, устанавливают порядок и сроки ликвидации.

При добровольной ликвидации лицензия аннулируется.

Принудительная ликвидация банка производится по ранее перечисленным мотивам для отзыва лицензии.

Решение об отзыве лицензии принимается комитетом банковского надзора Банка России на основании ходатайств территориальных учреждений Банка России и оформляется специальным приказом Банка России.

Сообщение об отзыве лицензии публикуется в специальном издании «Вестник Банка России» в недельный срок со дня принятия решения. С момента издания приказа об отзыве лицензии, коммерческий банк не имеет права осуществлять какие-либо банковские операции.

Банк России в течение 30 дней с даты публикации сообщения об отзыве лицензии у коммерческого банка обязан обратится в арбитражный суд с требованием о ликвидации данного банка и должен представить суду кандидатуру ликвидатора.

Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора, если не будет доказано наличие у кредитной организации признаков несостоятельности т.е. признаков банкротства.

Когда будет вынесено это решение, органы управления банка устраняются от руководства и к работе приступает ликвидатор банка.

Он должен опубликовать по месту нахождения банка и в «Вестнике Банка России», сообщение о том, что банк находится в стадии ликвидации и что кредиторы в течение 60 дней имеют право предъявить свои претензии, подтвержденные документами.

Ликвидатор ведет учет этих требований, учет имеющегося имущества у банка, составляет промежуточный ликвидационный баланс и по истечении 60 дней должен провести собрание кредиторов, на котором ознакомить с порядком выплаты причитающихся средств. Процедура ликвидации банка не должна превышать 1 года. Если денежных средств и имущества банка окажется недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, то ликвидация банка должна проводится в соответствии с федеральным законом «о банкротстве и несостоятельности КО».

В соответствии с федеральным законом №40 от 25.02.99 «О несостоятельности (банкротстве) КО» идет принудительная ликвидация КО ввиду их несостоятельности.

Под несостоятельностью КО понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Под неспособностью выполнить требования кредиторов понимается невозможность оплатить эти требования в течение 14 дней и в размере 1000 МРОТ в случае задержки.

В соответствии с этим законом до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства:

v Финансовое оздоровление КО

v Назначение временной администрации по управлению КО

v Реорганизация банка

v Меры по финансовому оздоровлению КО включают в себя:

1. Оказание финансовой помощи учредителями иными лицами.

· Внесение дополнительных вносов в УК.

· Прощение долга кредитной организации.

· Размещение денежных средств на депозитные счета на срок не менее 6 месяцев подставку рефинансирования.

· Предоставление поручительств по кредитам самого банка.

· Перевод долга КО на другое лицо.

· Предоставление отсрочки платежа.

2. Изменение структуры активных и пассивных операций банка.

· Улучшение качества кредитного портфеля.

· Продажа активов, не приносящих дохода.

· Приведение структуры активов по срочности в соответствии со сроками привлеченных средств.

· Увеличение абсолютной и относительной величины собственных средств(проводится дополнительная эмиссия акций, проводятся мероприятия по внесению дополнительных паев в УК).

3. Приведение в соответствие размера УК и величины собственных средств требованиям Банка России

· Принятие мер в течение 3 месяцев со дня окончания финансового года.

· Изменение организационной структуры банка (изменение состава и численности работников, сокращение и ликвидация обособленных структурных подразделений)

4. Изменение организационной структуры КО

v Реорганизация КО

v Назначение временной администрации (руководство банка либо полностью, либо частично лишается своих полномочий. Представители территориального Банка России приступают к управлению КО. Вводится на срок не более 6 месяцев)

Банк России назначает временную администрацию в случае:

ü Если КО не удовлетворяет требования кредиторов, не исполняет обязательства в сроки превышающие 7 дней (меры по финн оздоровлению если срок задержки превышает 3 дня)

ü Если КО допускает снижение собственных средств по сравнению со средней величиной за последние 12 месяцев более чем на 30% при одновременном нарушении одно из обязательных нормативов. ( при финн оздоровлении на 20%)

ü КО нарушает норматив текущей ликвидности более чем на 20% (при финн оздоровлении более чем на 10%)

ü Не исполняет требования Банка России о замене руководителя и об осуществлении мер по финансовому оздоровлению

Руководителем является служащий Банка России, который формирует команду.

Временная администрация должна провести оценку финансового состояния КО, определить, на сколько она близка к отзыву лицензии:

· Разработать и провести полный комплекс мероприятий по финансовому оздоровлению

· Меры по обеспечению сохранности имущества и документации КО.

· Устанавливает кредиторов и определяет список их требований

Если в течение срока действия временной администрации невозможно улучшить ее финансовое положение, то она выступает с ходатайством перед Банком России об отзыве лицензии по причине несостоятельности.

Временная администрация по истечении 6 месяцев еще работает до тех пор пока арбитражный суд не примет решения о признании КО банкротом.

При наличии тех же обстоятельств, которые направлены на привлечение временной администрации, Банк России может принять решение о реорганизации КО, которое проводится в форме слияния или присоединения.

После отзыва лицензии у тех КО, у которых меры по предупреждению банкротства не дали результатов, Банк России обращается в суд с ходатайством о признании этой КО банкротом.

В соответствии с ФЗ «о несостоятельности КО» помимо Банка России с ходатайством может обратиться сама КО, могут обратиться конкурсные кредиторы (все, кто обслуживаются банком), прокурор, налоговая.

В деле о банкротстве участвуют следующие лица:

· КО (должник)

· Конкурсные кредиторы и управляющие

· Банк России

· Специально уполномоченные органы

Банк России высылает в суд заявление, в котором указывает наименование КО, № и дату приказа банка об отзыве лицензии и обстоятельства о признании банкротом. К этому заявлению Банк России обязан приложить пакет документов:

· Копия устава

· Копия свидетельства о гос регистрации

· Имеющиеся лицензии

· Бух и финансовая отчетность

· Выписка по основному корреспондирующему счету

· Выписка по счету обязательного резервирования в Банке России

· Подпись платежных документов, неисполненных КО

Конкурсный управляющий принимает в свое ведение имущество КО, проводит инвентаризацию, приглашает независимого оценщика, анализирует финансовое состояние КО, сообщает работникам о предстоящем увольнении, уведомляет третьих лиц о погашении задолженностей перед банком. Он ведет регистрацию требований кредиторов к банку, определяет объем требований, объявляет, что в течении 60 дней принимает все эти требования.

Все имущество КО, которое имеется на день открытия конкурсного производства представляет собой конкурсную массу, за счет которой удовлетворяются требования кредиторов в определенной очередности.

В первую очередь удовлетворяются требования кредиторов физ. лиц, перед которыми КО несет ответственность по причинению вреда жизни и здоровью (на основе исполнительных листов), требования физ. лиц, которые являются кредиторами КО по заключенным договорам банковского вклада или счета.

Далее, требования агентства по страхованию вкладов (или требования Банка России).

Из конкурсной массы, за счет которой производятся выплаты, должно быть исключено имущество, которое составляет ипотечное покрытие, т.к.

распоряжение этим имуществом осуществляется ФЗ «Об распоряжении ипотечными ценными бумагами».

В особом порядке идет удовлетворение требований кредиторов, обеспеченных залогом КО.

В-третью очередь удовлетворяются требования физ лиц по заключенным договорам банковского вклада по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по выплате сумы финансовых санкций.

Требования по субординированным кредитам исполняются после удовлетворения всех иных кредиторов.

Конкурсный управляющий составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы (с контролем Банка России).

Промежуточный баланс составляет накануне начала выплат.

После всех выплат составляется окончательный баланс, который представляется руководителю Банка России с объяснительной запиской.

Подается в суд, который выносит окончательное решение о завершении процедуры банкротства. После в реестр вносится запись о ликвидации.

Источник: https://megalektsii.ru/s30958t9.html

Портал Закона
Добавить комментарий