Основания для ареста имущества налогоплательщика

Арест имущества налогоплательщика

Основания для ареста имущества налогоплательщика

Арест имущества юридического лица является крайней мерой взыскания кредитных и налоговых долговых выплат.

О том, в каких случаях может быть произведен арест имущества налогоплательщика, какие для этого применяются основания и какими статьями закона регулируется порядок действий при наложении ареста на имущество организации, мы расскажем в нашей статье.

Арест имущества налогоплательщика является одним из методов обеспечения исполнения судебного решения о взыскании налога.

Такую меру, как правило, применяют в случаях неуплаты налогоплательщиком, ИП или юридическим лицом налога в установленный срок и наличии оснований для предположений о том, что налогоплательщик намерен скрыть свое имущество.

Несомненно, стоит отметить, что арест имущества организации – это довольно жесткая предупредительная мера, применяемая к должнику-налогоплательщику, когда иные меры воздействия уже не могут повлиять на возврат долга, а на банковских счетах отсутствует необходимая денежная сумма. Арест имущества проводится в соответствии с российским законодательством и регламентируется статьей 77 Налогового кодекса РФ, применяется на основании решения руководителя налогового или таможенного органа.

Постановление о наложении ареста на счета или имущество организации направляется должнику и уполномоченные государственные органы не позднее следующего дня после вынесения данного решения.

Далее, после санкционирования постановления соответствующим органом, в течение 3х рабочих дней на имущество накладывается арест. В случае отказа прокуратуры в выдаче санкции, налоговая имеет право подать заявление в вышестоящий орган.

Постановление включает в себя следующие пункты:

  • наименование налогового органа и ФИО должностного лица, которое вынесло постановление;
  • номер и дата вынесения постановления;
  • наименование, ФИО и адрес налогоплательщика (или налогового агента);
  • сумма налоговой недоимки и иных платежей в государственные фонды, размер которой будет являться основой для ареста части имущества;
  • наименование законодательного акта, которым устанавливается порядок уплаты налогов;
  • перечень арестованного имущества;
  • вид ареста имущества налогоплательщика.

Постановление должно быть подписано должностным лицом, санкционирующим данное решение, и заверено гербовой печатью налогового органа.

Арест имущества должника – организации оформляется в письменной форме протоколом, в котором должно быть максимально подробно описано все имущество, подлежащее аресту, в частности: количество предметов, их индивидуальные признаки, степень износа, оценочная стоимость, а также, указывается место хранения арестованного имущества. В соответствии с п.9 ст.77 НК РФ, непосредственно перед арестом должнику-налогоплательщику должно быть предъявлено решение о наложении ареста, санкция прокурора и документы, которыми удостоверяются полномочия органов.

Арест имущества организации осуществляется в присутствии понятых, физических лиц, незаинтересованных в исходе данного дела. В постановлении об аресте должно быть предусмотрено предупреждение налогоплательщика-должника о том, что он несет уголовную ответственность за нарушение порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом.

В соответствии с п.2 ст.77 НК РФ, арест имущества налогоплательщика может быть двух видов:

  • полный, когда собственник теряет право распоряжаться арестованным имуществом;
  • частичный, когда за собственником сохраняется право распоряжения имуществом под контролем соответствующих органов.

В случае наложения частичного ареста на имущество в Постановлении должна быть отмечена обязанность обращения должника-налогоплательщика в соответствующий налоговый орган за получением официального разрешения на отчуждение имущества, в том числе, по договору залога или аренды.

Совершение любых сделок по отчуждению или передачи частично арестованного имущества третьим лицам без разрешения налогового или таможенного органа, считаются ничтожными.

Аресту подлежит только та часть имущества, балансовая стоимость которого равна сумме неуплаченного налога или иной выплаты в бюджетные фонды страны.

В случае невозможности определения балансовой стоимости имущества, его оценка осуществляется должностным лицом, которое налагает непосредственно арест на основании мнения специалиста уполномоченной организации.

Отмена решения об аресте имущества налогоплательщика

Отмена решения об аресте имущества организации производится в случае уплаты должником-налогоплательщиком суммы долга в полном объеме в течение одного дня, следующего за днем получения налоговым органом соответствующих финансовых документов (п.3 ст.44 НК РФ).

Поэтапное погашение задолженности не предполагает возможности частичного снятия ареста с имущества.

Решение об отмене ареста имущества оформляется соответствующим постановлением с уведомлением об этом налогоплательщика в течение 5 рабочих дней и органа прокуратуры, выдавшего санкцию на арест имущества, в течение 3 рабочих дней.

Арест с имущества организации может быть снят на следующих основаниях:

  • решением должностного лица налогового или таможенного органа;
  • решением вышестоящего налогового органа;
  • решением судебного органа ли арбитражного суда.

Постановление об отмене ареста имущества должника включает в себя следующие пункты:

  • наименование налогового органа и ФИО должностного лица, которое вынесло постановление об отмене ареста;
  • номер постановления и дата принятия решения о наложении ареста на имущество;
  • основания для вынесения данного постановления;
  • полный перечень арестованного имущества;
  • дата вынесения постановления об отмене ареста.

Документ подписывает руководитель соответствующего налогового органа и заверяется гербовой печатью организации.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/civil/arest-imushhestva-nalogoplatelshhika/

Арест имущества

Арест имущества Энциклопедия МИП » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Арест имущества

Наложение ареста на имущество – мера госпринуждения, которая применяется без учета вины налогоплательщика (нарушителя).

Смысл ареста имущества, используемый в налоговых отношениях, заключается в выполнении совокупности действий налоговыми и другими компетентными органами, ограничивающих имущественные права на принадлежащее должнику-налогоплательщику имущество.

Понятие ареста устанавливают положения ст. 77 НК РФ. Одним из немаловажных моментов является отсутствие полномочий у налоговой арестовывать имущество физических лиц. П. 4 ст. 77 НК РФ предусмотрена возможность наложения ареста, и на имущество налогоплательщика целиком и на какую-то его часть.

Согласно положениям п. 5 данной статьи, арестовать может только то имущество, которое обеспечит исполнение обязанности, связанной с уплатой налогов.

Виды ареста имущества

Существующие налоговые отношения предусматривают определенный порядок наложения ареста на имущество, установленный ст. 77 НК РФ, а также другими нормами налогового права (гл. 8 НК РФ), касаемо принудительного исполнения обязанности относительно уплаты налогов.

Начиная с момента ареста имущества, его собственники ограничены в правах на него, и в этом ракурсе объем таких ограничений определяет и права собственника, которые он может осуществлять после ареста и которые напрямую зависит от вида ареста.

Положения статьи 77 устанавливают правовую возможность применять два вида ареста:

В первом случае при осуществлении ареста налогоплательщик (собственник) ограничен в распоряжении арестованным имуществом, при этом владеть и пользоваться им под контролем и с разрешения уполномоченного (таможенного, налогового) органа собственник может.

К примеру, частичный арест недвижимого имущества дает право его собственнику владеть, распоряжаться и пользоваться им в полном объеме, но при этом необходимо получать разрешение налогового органа, под контролем которого вышеуказанные действия могут проводиться.   

Налоговый кодекс не содержит такого понятия, как режим ареста, которым является совокупность каких-либо средств мероприятий и правил, применяющихся для достижения необходимого результата.

Режим ареста в налоговом праве является особым порядком, по которому осуществляются права на имущество налогоплательщиком – его собственником, в том числе и третьими лицами. Несоблюдение установленного режима ареста предусматривает за это ответственность нарушителя (ст. 125 НК РФ).

Условия наложения ареста на имущество

Налоговое законодательство, как непременное условие принятия законного и обоснованного решения об аресте, устанавливает два обстоятельства. Их существование должно быть одновременным.

1. Неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей, касаемо уплаты налогов с соблюдением установленных сроков. Небольшое несоответствие в точности формулировки состоит в определении условий, которые касаются понимания нарушения срока уплата налогов.

При таких обстоятельствах любое отклонение от срока позволяет считать условия ареста свершенными.

Хотя акцент в данном случае, исходя из понимания норм налогового законодательства, не делается на наличие недоимки по налогам, а не, к примеру, касаемо наличия задолженности (по выплате пени), при котором арест наложен быть не может.

Кроме этого может быть арестовано только то имущество, которое покрывает размер недоимки, не учитывая при этом пеню.

2. Вторым условием является наличие у уполномоченных органов достаточных оснований для того чтобы полагать, что обязанное лицо уклоняется от уплаты налогов и предпринимает меры для сокрытия своего имущества (ч. 2 п. 1 ст. 77 НК РФ).

Однако налоговое законодательство не прописывает точного определения достаточности таких оснований.

Это означает, что налоговый орган может наложить арест на имущество, принадлежащее недоимщику, по своему внутреннему убеждению, поскольку правовых ориентиров налоговые нормы для установления вышеуказанных оснований не содержат.

Такая норма статья 77 НК РФ исключает не ясность и не двусмысленность ее толкования и применения для определения оснований, которые позволяют предположить, что организация намерена скрыться либо скрыть имущество от уплаты налогов. ФНС России был издан Приказ от 31.07.2002 N БГ-3-29/404, которым утверждены Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество.

Еще одним основанием (условием наложения ареста) может служить то, что налоговый орган уже принимал меры для принудительного взыскания задолженности, как это установлено положениями ст.ст. 46, 47 НК РФ.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации

С того момента как налоговым органом получена информация от банка о том, что на счетах (должника) налогоплательщика отсутствуют денежные средства либо их недостаточно для выполнения налоговых обязанностей, либо, когда такая информация отсутствует полностью, налоговый орган принимает решение о наложении ареста на имущество организации.

Такое решение оформляется в форме постановления, которое оформляется в соответствии с требованиями Приложения № 9 к приказу ФНС РФ 03.10.2012.

Арест на имущество проходит несколько стадий:

1. Принятие решения руководителем налогового органа.

Решение о том, что накладывается арест на имущество налогоплательщика не может быть вынесено прежде, чем налоговая приняла решение о взыскании налога за счет имущества должника-налогоплательщика.

Следует отметить, что и перед принятием этого решения налоговая должна принять решение взыскать налог за счет денежных средств должника, которые находятся в банке на его счету и лишь после этого принимать любые другие решения принудительного характера

2. Непосредственно производство ареста.

Определяется юридически значимым моментом, с которого арест можно считать произведенным. Это значит, что налогоплательщик с этого момента обязан соблюдать режим ареста.

Перед тем, как производится арест, налогоплательщику предъявляется постановление налоговой, вместе с санкцией прокурора, о том, что арестовано его имущество. Документы, которые предъявляются налогоплательщику, включают в себя и документы, подтверждающие полномочия тех лиц, которые проводят арест.

Обязательным является при производстве ареста присутствие понятых.

Положения статьи 98 устанавливают требования к личностям понятых (исключена возможность привлекать в качестве понятых должностных лиц налогового органа).

Решение о том, что арестованное имущество начинает свое действие с момента вынесения постановления и до того, как такое решение отменено должностным лицом этой же налоговой, либо если оно отменено вышестоящим налоговым органом, а также судом.

Налогоплательщик (организация) может подать просьбу о принятии решения заменить арест имущества на залог (ст. 73 НК РФ).  

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика

Постановление о том, что на имущество организации налогоплательщика наложен арест не позднее трехдневного срока с момента его вынесения должно быть направлено в трех экземплярах в прокуратуру, которая осуществляет надзор законности действий соответствующей налоговой для принятия решения о санкционировании такого ареста.

Если накладывается частичный арест, в этом случае в постановлении должен быть прописан порядок, по которому налогоплательщик может распоряжаться арестованным имуществом.

Также в постановлении указывается и обязанность, в соответствии с которой налогоплательщик должен обращаться в налоговый орган при желании отчуждать арестованное имущество по договору залога, аренды для получения соответствующего разрешения.

Постановление также должно содержать предупреждение налогоплательщика о том, что в случае несоблюдения им установленного порядка для осуществления права собственности (либо другого аспекта права собственности) на имущество он несет ответственность, предусмотренную законом.

Решение о санкционировании ареста

Санкционировать арест по принятому налоговой решению может только прокуратура. Получать санкцию прокурора на арест имущества должника необходимо в соответствии с положениями статьи 77 НК РФ с целью обеспечения установленного в данной норме закона порядка наложения ареста.

Также следует заметить, что законодательство не определяет возможность обжаловать отказ в даче санкции для ареста, а также нет возможности и отменить такой отказ вышестоящим органом прокуратуры. Однако положения статьи 77 не содержат и указания на то, прокурором какого уровня (района города и т. д.) должна выдаваться такая санкция.

Сроки исполнения ареста на имущество

Обязанностью налогового органа является не позднее того дня, который следует за днем выдачи прокурором санкции, вручить постановление о проведении ареста на имущество налогоплательщика (его представителю), лично под роспись.

Оно может быть также направлено налоговым органом заказным письмом по почте не позже трех рабочих дней с момента санкционирования прокуратурой ареста имущества налогоплательщика – должника.

Производство ареста должно сопровождаться ведением протокола согласно форме, которая установлена приложением № 10 к приказу ФНС России от 03.10.2012.

Протокол об аресте имущества

Протокол, а также опись, которая к нему прилагается должны содержать перечисление имущества, которое арестовывается. В описи имущества указывается точное наименование, количество, а также индивидуализирующие предметы признаки и их стоимость.

В протоколе, также, как и в постановлении, отражается предупреждение налогоплательщика о применении к нему ответственности за нарушение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

Протокол должен быть подписан:

  • сотрудником налоговой, который проводит арест;
  • присутствующими понятыми
  • а также специалистами, в случае их участия.
  • также в протоколе должна стоять подпись и самого налогоплательщика либо его представителя.

Факт отказа от подписи любого из указанных лиц отражается в протоколе налоговой не позднее дня, который следует за днем составления протокола.

Налоговая должна его вручить налогоплательщику под роспись либо отправить заказным письмом по юридическому адресу должника.

Если же имущество, которое подлежит аресту, находится не в одном месте, то может быть составлено несколько протоколов.

Постановление об отмене ареста

В случае если проводится снятие ареста имущества, решение об этом должно быть отменено уполномоченным должностным лицом налоговой либо таможенного органа. Такое решение основано на прекращении обязанности лица по уплате налога либо штрафов.

Также отменяется арест если заключается договор о залоге имущества (положение статьи 73 НК РФ).

Решение о том, что отменяется арест должно быть оформлено согласно в форме, которая установлена приложением № 11 к приказу ФНС России от 03.10.2012.

Вынесенное Постановление должно быть в течение 3 дней направлено в прокуратуру, которая санкционировала арест имущества.

Также обязанностью налогового органа является уведомление об этом налогоплательщика в течение 5 рабочих дней после того, как соответствующее решение было принято.

Основания для отмены ареста

Для прекращения действия ареста необходимо вынесение соответствующего постановления налоговым органом, который проводил арест либо получение решения суда о том, что решение об аресте признано незаконным.

Положения статьи 77 устанавливают правила, в соответствии с которыми решение о наложении ареста отменяется уполномоченным должностным лицом налогового либо таможенного органа, который такое решение выносил. Также отменить арест может и вышестоящая налоговая, суд, либо таможенный орган.

Для отмены ареста судом необходимо, чтобы заинтересованное лицо подало иск об освобождении имущества от ареста.

Также в случае, когда приостанавливаются операции по счетам, а также на основании статьи 81 Закона о банкротстве с началом введения процедуры финансового оздоровления все ранее предпринятые мероприятия, связанные с обеспечением требований кредиторов должны быть отменены и арест на имущество банкрота накладывается только в рамках процедуры банкротства.

Тоже касается и процедуры внешнего управления и конкурсного производства (ст.ст. 94, 126 Закона о банкротстве).

Кроме оснований, при которых прекращается действие режима ареста (ст. 77 НК РФ) в соответствии с положениями статьи 47 НК РФ решение взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика может быть направлено для принудительного исполнения в службу судебных приставов.

Поскольку судебный пристав в соответствии с положениями ст.

59 Закона об исполнительном производстве обладает правом наложить арест на имущество должника, с момента такого ареста наложенный в порядке положений статьи 77 НК РФ арест налоговым органом свое действие прекращает и подлежит отмене органом, который его выносил.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/uplata-nalogov-i-sborov/arest-imushhestva.html

Арест имущества налогоплательщиков (налоговых агентов)

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

Порядок наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога изложен в методических рекомендациях, утвержденных Приказом МНС РФ от 31 июля 2002 года № БГ-3-29/404.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест имущества – это однократное действие, направленное на фиксацию средств, находящихся в собственности налогоплательщика в пределах суммы, на которую наложен арест.

Указанный арест имущества является временным ограничением права собственности налогопла­тельщика (плательщика сборов) или налогового агента в целях обеспечения налоговых обязательств.

Арест имущества в качестве способа обеспечения решения о взыскании налога производится при одновременном наличии двух условий:

– неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в становленный срок обязанности по уплате налога (сроки определяются в соответствии со статьей 57 НК РФ);

– достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество. Под такими основаниями рекомендуется понимать:

– наличие на балансе налогоплательщика движимого имущества, в т.ч. ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога;

– наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;

– размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в т.ч. отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества налогоплательщика;

– получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, налоговой полиции, внутренних дел, ФСФО России и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика;

– анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога (систематическое уклонение от явки в налоговый орган, организация налогоплательщиком срочной распродажи имущества или переоформление имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика за его продукцию, аккумулирование средств налогоплательщика на счетах других юридических лиц);

– иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для наложения ареста, в том числе:

– неисполнение налогоплательщиком решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки; получение налоговым органом сведений о фактах сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлые налоговые периоды, по которым наступил срок уплаты налога; получение налоговым органом сведений о фактах неуплаты косвенных налогов за прошлые налоговые периоды или о фактах необоснованного возмещения сумм косвенных налогов из бюджета; несовпадение местонахождения имущества организации должника с его юридическим адресом; руководитель организации должника выступает учредителем нового юридического лица и осуществляет передачу имущества руководимого им юридического лица в качестве уставного капитала вновь создаваемой организации; юридическое лицо не представляет в налоговые органы необходимые для расчета налогов документы два и более отчетных периода и при этом невозможно найти руководство юридического лица по указанному в учредительных документах адресу.

Наличие хотя бы одного из вышеуказанных обстоятельств, при неисполнении налогопла­тельщиком обязанности по уплате налога в установленный срок, является основанием для вынесения решения о наложении ареста на имущество указанного налогоплательщика.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика принимается руководителем налогового органа либо его заместителем в форме соответствующего постановления.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в 3-х экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, для решения вопроса о санкционировании ареста (см. Приложение № 3).

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента должно содержать:

а) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего постановление;

б) дату вынесения и номер постановления;

в) наименование и адрес налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;

г) ссылку на закон, устанавливающий порядок уплаты конкретных налогов;

д) сумму недоимки по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на которую должно быть арестовано имущество;

е) вид ареста (полный или частичный);

ж) перечень имущества, подлежащего аресту;

з) основания, позволяющие полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Постановление подписывается должностным лицом и заверяется гербовой печатью налогового органа.

При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.

Постановление должно предусматривать предупреждение налогоплательщика об ответствен­ности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры.

В случае отказа в даче санкции прокурором налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику либо его представителю под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества (см. Приложение № 4).

В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности – их стоимости.

В протоколе должно быть указано, что налогоплательщик предупрежден об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

При производстве ареста необходимо учитывать, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. Аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога.

При невозможности определения балансовой стоимости имущества его стоимость определяется должностным лицом, производящим арест, с учетом мнения специалиста (при участии такового в произведении ареста) или специализированной организации.

При необходимости к производству ареста могут быть привлечены сотрудники органов налоговой полиции в качестве лиц, обеспечивающих безопасность должностных лиц налогового органа, производящих арест.

Арест имущества производится с участием понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

Должностное лицо, производящее арест, обязано в устной форме разъяснить права и обязанности лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику.

Протокол подписывается должностным лицом, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в произведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол должностное лицо отражает данный факт в протоколе.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Основанием для отмены решения об аресте имущества является:

а) решение должностного лица налогового органа об отмене ареста;

б) решение вышестоящего налогового органа;

в) решение суда или арбитражного суда.

Должностное лицо, принявшее решение о наложении ареста, принимает решение об его отмене не позднее дня, следующего за днем получения от налогоплательщика документов, подтверждающих уплату налога, либо соответствующих решений налогового органа или вступления в законную силу решения суда.

После наложения ареста на имущество налогоплательщика судебным приставом-исполнителем для взыскания налога в порядке, предусмотренном статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, арест, наложенный по решению должностного лица налогового органа на основании ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации, считается прекращенным и подлежит отмене руководителем налогового органа.

Решение об отмене ареста оформляется постановлением, которое в течение трех рабочих дней направляется в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества. Постановление об отмене ареста должно содержать:

а) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, вынесшего указанное постановление;

б) дату принятия и номер постановления о наложении ареста на имущество налогоплатель­щика (плательщика сборов) или налогового агента;

в) основания вынесения постановления;

г) перечень имущества, на которое был наложен арест;

д) дату вынесения указанного постановления.

Постановление об отмене ареста подписывается руководителем налогового органа (его заместителем), заверяется гербовой печатью налогового органа и доводится до сведения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.

Налогоплательщику предоставляется право обжаловать действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. Подача жалобы не приостанавливает действия постановления о наложении ареста на имущество.

Рассмотрим особенности такого действия, как арест денежных средств на банковских счетах.

Арест – это однократное действие, направленное на фиксацию средств, находящихся на счете в момент ареста, которое запрещает клиенту распоряжаться (совершать расходные операции) указанными средствами в пределах суммы, на которую наложен арест.

Следовательно, наложение ареста не фиксирует счет, как это происходит при приостановлении, и не запрещает клиенту пользоваться счетом. Из этого вытекает следующее.

Если на счете клиента находятся денежные средства в объеме, превышающем сумму, указанную в документе об аресте, то арест накладывается только на сумму, указанную в документе, а клиент вправе распоряжаться оставшейся суммой по своему усмотрению.

Если на счете клиента находятся денежные средства в объеме, меньшем, чем указано в документе об аресте, то арест накладывается только на денежные средства, находящиеся на счете на момент наложения ареста.

Если на счете клиента денежные средства отсутствуют, то банк возвращает документ об аресте (за некоторыми исключениями, о которых будет сказано ниже) органу, наложившему арест, за отсутствием предмета ареста.

Помимо запрета на расходные операции в пределах арестованной суммы арест влечет за собой начиная с момента ареста:

– прекращение банком любых расходных операций по счету в пределах суммы, на которую наложен арест, независимо от очередности данной операции;

– запрет закрытия банком счетов, средства на которых арестованы, даже при наличии заявления клиента (по тем же основаниям, что и приостановление);

– запрет списания банком со счета денежных средств в пределах суммы, на которую наложен арест, до момента снятия ареста, в том числе по платежам, в целях обеспечения которых наложен данный арест.

Банку следует обращать внимание, решением какого именно суда (арбитражного или общей юрисдикции), а также каким видом постановления судебного пристава-исполнителя наложен арест.

Поскольку арест в соответствии с законодательством накладывается на средства, находящиеся на счете, то по общему правилу арест не распространяется на денежные средства, которые будут находиться на счете, т.е.

на средства, вновь зачисляемые (вносимые) на счет после получения банком документа об аресте, в том числе на начисляемые банком по счету проценты на арестованные средства.

Следовательно, банк не вправе накапливать денежные средства на счете клиента до суммы, указанной в документе об аресте, и препятствовать клиенту распоряжаться средствами, поступающими на счет после даты наложения ареста.

Источник: http://3ys.ru/organizatsionno-pravovye-osnovy-nalogovykh-proverok/arest-imushchestva-nalogoplatelshchikov-nalogovykh-agentov.html

Арест имущества по делам об уклонении от уплаты налогов с организаций

назад

И. Павлов, прокурор отдела по надзору за исполнением налогового законодательства прокуратуры Москвы.

В практике расследования по уголовным делам в отношении руководителей организаций по преступлениям об уклонении от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ст. 199 УК) возникают сложности при наложении ареста на имущество и денежные средства юридических лиц, а также возбуждении искового производства по взысканию недоимки с налогоплательщика.

Особую актуальность этот вопрос приобрел сейчас, когда следователи налоговой полиции выносят постановления о наложении ареста на денежные средства и иные ценности организаций, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях по основаниям ст.

27 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества, а также когда прокуроры или налоговые органы выступают с исками о взыскании с налогоплательщика – организации неуплаченного налога или страхового взноса.

При проверке налоговым органом исполнения организацией – налогоплательщиком налогового законодательства и выявлении факта недоимки, если сумма неуплаченных налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, материалы проверки, акт и решение налогового органа направляются в налоговую полицию или прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 199 УК РФ.

В этом случае материальный ущерб, который наносится недобросовестным налогоплательщиком, взыскивается налоговым органом в бесспорном порядке, инкассовым поручением со счета налогоплательщика в кредитно – финансовом учреждении или через административный арест и реализацию имущества организации – налогоплательщика. При этом первостепенной задачей органов, осуществляющих контролирующие функции по своевременному исполнению гражданами (юридическими лицами) налогового законодательства, является реализация предоставленных им полномочий по принуждению недобросовестного налогоплательщика к исполнению обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, незамедлительному перечислению их в бюджет. Для реализации этих полномочий налоговым органам предоставлено право взыскивать в бюджет налоги и иные обязательные платежи с налогоплательщиков в бесспорном порядке.

В случае же, если материалы проверки направляются для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в налоговую полицию или прокуратуру, реальное перечисление налогов или иных обязательных платежей в соответствующий бюджет или государственный внебюджетный фонд приостанавливается до момента принятия окончательного решения по уголовному делу. Если учесть, что уголовное дело может быть приостановлено, прекращено или по нему может быть вынесен оправдательный приговор, было бы целесообразно вопрос о взыскании недоимки решать в административном порядке вне рамок расследования уголовных дел по ст. 199 УК РФ.

Рассмотрим правовые основания принятия процессуального решения о наложении ареста на имущество и денежные средства юридических лиц, возбуждении искового производства о взыскании недоимки по налогу или страховому взносу по уголовным делам о налоговых преступлениях.

Так, в соответствии со ст. 30 УПК РСФСР орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны принять меры обеспечения предъявленного или возможного в будущем гражданского иска при наличии достаточных данных о причинении преступлением материального ущерба.

Статья 175 УПК возлагает на следователя обязанность наложить арест на имущество обвиняемого, подозреваемого или иных лиц, у которых находится имущество, приобретенное преступным путем, в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества.

В соответствии с ч. 1 ст.

199 УК уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст. ст. 194 или 198 УК; в) неоднократно; г) в особо крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Как видим, санкция ст. 199 не предусматривает такой вид наказания, как конфискация имущества. Согласно ч. 2 ст. 52 УК конфискация имущества возможна, только если она предусмотрена соответствующей статьей Особенной части.

Таким образом, решение о наложении ареста на имущество или денежные средства налогоплательщика в целях возможной конфискации имущества по уголовным делам, возбужденным по ст. 199 УК, неправомерно.

Кроме того, согласно ст. 175 УПК следователь только тогда имеет право налагать арест на имущество обвиняемого, подозреваемого, если по делу заявлен гражданский иск или санкциями статьи предусматривается конфискация имущества.

Изучение уголовных дел по ст.

199 УК, по которым был наложен арест на имущество, показало, что при отсутствии заявленных налоговыми органами или прокурорами гражданских исков следствие налоговой полиции выносит постановления о наложении ареста, что является нарушением уголовно – процессуального законодательства.

Статья 199 УК предусматривает уголовную ответственность только физического лица. Поскольку юридическое лицо не является субъектом уголовной ответственности по ст.

199, арест его имущества и денежных средств в обеспечение возможного гражданского иска о взыскании недоимки по налогу, страховому взносу или возможной конфискации имущества по уголовному делу не может быть применен.

Право и порядок взыскания в бюджет недоимок по налогам и другим видам платежей в бюджет, а также штрафов и иных санкций предусмотрены в законах “Об основах налоговой системы в РФ”, “О государственной налоговой службе РСФСР”, “О федеральных органах налоговой полиции”, регулируются административным законодательством. Так, в соответствии с п. 9 ст. 7 Закона “О государственной налоговой службе РСФСР” налоговым органам предоставлено право взыскивать в бюджет налоги и иные обязательные платежи с налогоплательщиков в бесспорном порядке. Федеральным органам налоговой полиции в соответствии с п. 12 ст. 11 Закона “О федеральных органах налоговой полиции” предоставлено право налагать административный арест на имущество юридических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет. В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона “Об основах налоговой системы в РФ” обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога. Невозможность уплаты налога – основание для признания в установленном законом порядке юридического лица банкротом. В соответствии с п. 1 “б” ст. 14 названного Закона налоговым органам предоставлено право представлять в суд или арбитражный суд иски о ликвидации предприятия по этому основанию.

При таких обстоятельствах, когда существующими законами прямо предусмотрены права налоговых органов взыскивать в бесспорном порядке неуплаченный налог и возбуждать исковое производство о признании налогоплательщика банкротом в случаях отсутствия у последнего имущества или денежных средств для погашения недоимки, прокурорская деятельность по тем же вопросам являлась бы подменой соответствующих государственных органов, что недопустимо. Прокурорский надзор в данном случае должен заключаться в надзоре за точным и единообразным исполнением законов соответствующими государственными органами.

Таким образом, проанализировав существующее уголовное, налоговое и административное законодательство, можно прийти к выводу, что при расследовании по уголовным делам об уклонении от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст.

199 УК) решения вопросов о возможности наложения ареста на имущество и денежные средства юридических лиц, а также возбуждении искового производства по взысканию недоимки с налогоплательщика не требуется.

Надо исходить из того, что законом установлен административный порядок бесспорного взыскания налогов и других обязательных платежей в бюджет, при котором наложение административного ареста на имущество или денежные средства юридического лица в целях взыскания с налогоплательщика (юридического лица) суммы неуплаченной недоимки производится налоговой полицией по поручению соответствующего налогового органа.

Источник: https://rosexpertpravo.ru/articles/arest-imushchestva-po-delam-ob-uklonenii-ot-uplaty-nalogov-s-organizatsiy/

Портал Закона
Добавить комментарий