О банкротстве кредитых организаций

Содержание
  1. Особенности банкротства кредитных организаций
  2. Особенности банкротства кредитных организаций – в чём нюансы процедуры в 2018 году
  3. Положения по ситуации
  4. Попытки предотвращения
  5. Основания для старта
  6. Закон для субъектов
  7. Особенности банкротства кредитной организации
  8. Этапы процедуры
  9. Последствия и очередность
  10. Нестандартные случаи
  11. Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования
  12. Практика оспаривания сделок при банкротстве кредитных организаций
  13. Банкротство кредитных организаций
  14. Основные признаки несостоятельности кредитной организации
  15. В чем особенность признания неплатежеспособности
  16. Мероприятия для предотвращения неплатежеспособности
  17. Основания для начала применения мер
  18. Способы повышения уровня ликвидности банка
  19. Особенности банкротства кредитных организаций
  20. Кризис кредитной организации – меры по «реанимации»
  21. Банкротство КО: спецкритерии и начало производства в суде
  22. Конкурсное производство и его управляющий

Особенности банкротства кредитных организаций

Особенности банкротства кредитных организацийО банкротстве кредитых организаций

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и выплачивать обязательные платежи.

Кредитная организация – юридическое лицо, которое для получения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Категория кредитных организаций отнесена Законом в одну группу со страховыми организациями и с профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Эта группа объединена в законе как особенности банкротства так называемых финансовых организаций.

Применительно к банкротству всех этих субъектов, отнесенных к категории финансовых организаций, допускается применение неких общих особенностей, которые должны быть установлены Федеральным законом о несостоятельности финансовых организаций.

Однако если рассматривать эти организации с точки зрения банкротства, то возникает вопрос, что же у них общего. В случае принятия такого закона, неминуемо возникнет проблема его соотнесения с Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Из этого следует, что именно Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливает особенности банкротства кредитных организаций, и этот Закон должен быть положен в основу исследования этих особенностей.

Немаловажным является тот факт, что критерий обособления кредитных организаций – осуществление банковских операций на основании лицензии Центрального Банка Российской Федерации.

Именно поэтому банкротство кредитных организаций регулируется Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Несостоятельностью кредитной организации в Законе названа признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Нужно отметить еще один факт – кредитная организация считается неспособной, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 1 месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва Банком России лицензии на основании заявления. Заявителем могут быть должник, кредитор, уполномоченный орган, а также Банк России.

Отличительной особенностью банкротства кредитных организаций является участие Банка России в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве, а также повсеместное участие этого лицензирующего органа и его значительная роль при применении мер по предупреждению банкротства и различных процедурах банкротства.

Так как дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии, указанные выше заявители должны приложить к заявлению о признании кредитной организации банкротом копию приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Лица, которые имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом, также обладают правом обратиться в Центральный Банк РФ с заявлением об отзыве у должника лицензии на осуществление банковских операций при обнаружении признаков ее банкротства. В случае неполучения ответа Банка России они могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.

Банк России обязан ответить в месячный срок. Представление арбитражному суду копии приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в указанный выше срок является основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве.

При получении в месячный срок ответа Банка России заявление о признании ее банкротом возвращается кредитору.

В этом случае лицо, направившее в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии, вправе требовать в арбитражном суде возмещения Банком России убытков, причиненных непринятием Банком России решения об отзыве у кредитной организации указанной лицензии либо непринятием Банком России решений об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации.

У Банка России есть право по собственной инициативе отозвать лицензию в случае наличия оснований.

Если к моменту отзыва лицензии у кредитной организации определяются признаки банкротства, Банк России в течение пяти дней обязан подать заявление в арбитражный суд о признании кредитной организации банкротом.

В подобной ситуации Банком России должна быть представлена кандидатура для назначения арбитражным управляющим в арбитражный суд, причем это необходимо сделать в течение 15 дней со дня принятия судом заявления.

Таким образом, характерной особенностью банкротства кредитных организаций является предоставление арбитражного управляющего.

Если говорить о процедурах банкротства относительно кредитных организаций, то здесь применяются только следующие процедуры: наблюдение и конкурсное производство. Законом не установлено никаких особых требований к проведению процедуры наблюдения.

Источник: https://psyera.ru/osobennosti-bankrotstva-kreditnyh-organizaciy_9709.htm

Особенности банкротства кредитных организаций – в чём нюансы процедуры в 2018 году

Кредитная организация представляет собой юридическое лицо, действующее в соответствии с лицензией Центрального банка РФ для извлечения прибыли.

Она может образовываться в одной из форм собственности для осуществления своей хозяйственной деятельности.

В чем заключаются особенности банкротства кредитных организаций?

Положения по ситуации

Попытки предотвращения

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года установил особенности проведения процедуры банкротства кредитных организаций. Они не могут объявлять о собственном банкротстве, как остальные коммерческие компании.

Если подобная организация станет неспособной отвечать по взятым для себя обязательствам и выполнять требования кредиторов, это обстоятельно должно признаваться в арбитражном суде.

ФЗ О банкротстве кредитных организаций

Применяются следующие меры, которые способны предупредить банкротство в отношении подобных организаций:

  • реорганизация;
  • назначение временной администрации;
  • финансовое оздоровление.

У арбитражного суда есть основание на возбуждение производства о банкротстве только в том случае, если у кредитной организации отозвана лицензия на осуществление деятельности. Согласно действующему закону с таким иском может обратиться Центробанк и некоторые иные лица, которые перечислены в законе.

Производство возбуждается арбитражным судом, что позволяет признать кредитную организацию несостоятельной. Данная мера становится возможной, если организация не исполняет требования в общей сумме не меньше 1000 МРОТ в течение месяца.

При рассмотрении подобных дел могут применяться такие процедуры, как наблюдательные мероприятия или конкурсное производство. В отношении таких компаний может использоваться мировое соглашение или внешний управляющий.

Если назначается арбитражный управляющий, у него должна быть соответствующая квалификация и лицензия.

У него должен быть квалификационный аттестат, выдаваемый Банком Росси.

В процессе своей работы управляющий может пользоваться только корреспондентским счетом организации, открытым в Банке России.

Контроль конкурсного производства может осуществляться только Банком России. Затем Банк делает запись о признании банкротом данного кредитного учреждения. Как только подобная запись будет внесена, ликвидация данной организации считается завершенной.

Основания для старта

Среди оснований для запуска процедуры банкротства в отношении кредитной организации выделяют следующие:

  • уменьшение уровня капитала в размере, более 20% в сравнении с максимальными данными за последние 12 месяцев с параллельным нарушением одного из установленных нормативов;
  • банк в течение полугода не в состоянии исполнять взятые на себя перед кредиторами обязательства;
  • при погашении денежных обязательств регулярно появляются просрочки длительностью более 3-х дней;
  • размер собственных средств снижен в результате отчетного месяца до размера, ниже уровня уставного капитала;
  • нарушение нормативов Банка России;
  • ухудшение показателей ликвидности в течение 1 месяца больше, чем на 10%.

Обратите внимание! Причиной запуска процедуры может стать недостаточное количество или отсутствие средств на счетах.

Закон для субъектов

Правовое регулирование осуществляется на основе ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Выделяют различия при запуске процедуры банкротства между банком и обычным должником.

Если начнут подавать слишком много исков о признании банка банкротом, может возникнуть паника.

В результате многие клиенты заберут свои вклады из банка, из-за чего на его счетах будет оставаться все меньше денег.

Поэтому из круга лиц, которые могут инициировать процедуру банкротства, исключили обычных граждан-вкладчиков.

При этом запуск процедуры возможен только в том случае, если соответствующее заявление рассмотрит Банк России.

Подобное решение принимается с учетом полного комплекса показателей работы, которые указывают на уровень финансовых возможностей должника.

Если же несостоятельность доказать не получилось, Банк России откажет в отзыве лицензии.

Это в полной мере исключит возможность запуска процедуры банкротства. Но банк должен быть способным в целом оплачивать свои счета. А отдельный кредитор ограничен возможностью подать обычный иск об удовлетворении своих требований.

Заявление о банкротстве подается в свободной форме, там указываются основания для проведения процедуры.

В чем суть банкротства ИП и какие последствия данной процедуры для кредиторов — расскажем здесь.

Если же нет признаков неплатежеспособности, Банку России придется назначить меры по оздоровлению финансового состояния кредитной организации путем введения временного управляющего или реорганизации. И только после принятия этих мер арбитражный суд может принять решение о запуске процедуры банкротства.

Такая сложность процедуры связана с тем, что даже в случае банкротства небольшого банка затрагивает финансовые интересы значительного количества участников, которые могут быть как гражданами, так и представителями бизнеса.

Особенности банкротства кредитной организации

Этапы процедуры

Центральный банк постоянно следит за финансовыми показателями кредитных организаций. Для этого используется специальная система  по исполнению установленных нормативов и различных показателей.

В соответствии со ст. 74 Закона, устанавливаются меры по отношению к нарушителям:

  • штрафные санкции, размер которых составляет до 1% от общего размера оплаченного уставного капитала;
  • реализация мер по оздоровлению финансовых показателей, включая изменение имеющейся структуры активов;
  • смена руководящего состава, согласно ст. 60 Закона;
  • реорганизация самой организации;
  • ввод запрета на реализацию отдельных банковских операций, срок которого может продолжаться до 1 года;
  • изменение нормативов по отношению к кредитной организации, которое может длиться до 6 месяцев;
  • введение запрета на реорганизацию, если в результате ее проведения будет невозможно привести к улучшению ситуации;
  • назначение временной администрации на срок до полугода.

Последствия и очередность

Что касается возможных последствий, в результате обращения в суд кредитора банка становится введение конкурсного производства.

Похожим образом складывается ситуация, если организация предварительно находилась под управлением временной администрации.

Если же данная мера не использовалась, принимается решение о вводе наблюдения.

Особенности банкротства кредитных организаций в 2018 году предполагают следующие последствия:

  • сведения о негативном финансовом положении больше не являются коммерческой тайной;
  • заключение договоров и исполнение требований от кредиторов теперь становится возможным только в рамках осуществления процедуры банкротства;
  • с имущества снимаются наложенные аресты;
  • в соответствии со ст. 189.96 выполняется судебное решение по взысканию денежных средств.

В соответствии со ст. 134 устанавливается определенная очередность кредиторов на выплаты:

I очередьОбязательные выплаты при причинении вреда здоровью, требования граждан о возвращении средств со счетов, требования страхового Агентства по выплате вкладчикам, требования Центробанка по вкладам в банках, которые не участвуют в системе страхования.
II очередьВыплата задолженности по оплате труда.
III очередьРасчеты с аудиторами, экспертами и арбитражными управляющими, а также требования вкладчиков по уплате санкций и возмещению упущенной выгоды.
IV очередьТребования по эксплуатационным и коммунальным платежам.

Обратите внимание! Текущие обязательства должны погашаться вне очередности, согласно ст. 855 ГК РФ.

ГК РФ Статья 855. Очередность списания денежных средств со счета

Нестандартные случаи

Особенностью правового регулирования по отношению к несостоятельным банкам являются то, что у них особая правоспособность.

На ее основе производятся банковские операции и другие сделки.

В этом случае под банкротством понимается признание неспособности удовлетворить договоренности с кредиторами по уплате обязательных выплат.

Может использоваться определенная шпаргалка. Кредитную организацию признают неспособной к удовлетворению требований со стороны кредиторов.

Если она их не выполняет на протяжении месяца после наступления момента их исполнения.

Устанавливается минимальный размер общих требований суммой, не меньше 1 тысячи МРОТ.

Оздоровительные меры по отношению к финансовому учреждению направлены на то, чтобы восстановить капитал до такого уровня, чтобы можно были выполнять свои обязательства.

В подобных целях применяют следующие досудебные меры:

  • смена организационной структуры для увеличения эффективности работы;
  • смена структуры активов и пассивов;
  • вливания финансовых средств учредителями или иными лицами;
  • приведение в соответствие капитала и собственных средств компании.

Что касается финансовой помощи, выделяют различные ее виды:

  • долг могут простить;
  • используются новации;
  • возможен дополнительный взнос в уставной капитал;
  • возможен отказ от распределения прибыли между акционерами;
  • возможен перевод долга по соглашению с кредиторами;
  • возможно предоставление отсрочки, а также рассрочка платежей;
  • возможно поручительство по кредитным обязательствам;
  • размещение денег на депозитах кредитной организации.

В результате, Банк России старается принять все меры по оздоровлению кредитных организаций, находящихся на грани банкротства. Для этого есть свои причины.

Причины банкротства имеют одну основу: субъект не может рассчитаться со своими кредиторами.

Основы банкротства сельскохозяйственных организаций описаны тут.

Отсюда вы сможете подробнее узнать про условия банкротства физических лиц.

С любой банковской организацией связано множество интересов физических лиц и представителей бизнеса. Поэтому процедуру банкротства запускают только в случае исчерпания всех возможных мер по улучшению ситуации.

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/osobennosti-bankrotstva-kreditnyh-organizacij/

Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования

Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

О. А. Тарасенко*

Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования

Аннотация. В настоящей статье автор исследует институт банкротства кредитных организаций. В фокусе — особенности и новеллы правового регулирования. Проблемные аспекты проиллюстрированы судебной практикой и доктринальными разработками.

Ключевые слова: банкротство, кредитные организации, проблемы регулирования.

001: 10.17803/1994-1471.2016.69.8.084-095

Необходимость особого правового регулирования отношений, связанных с банкротством кредитных организаций, продиктована тем, что в отличие от большинства других коммерческих организаций кредитные организации обладают частично ограниченной специальной правоспособностью, в рамках которой они могут осуществлять предусмотренные лицензией банковские операции, как исключительный вид деятельности, сопутствующие им виды деятельности, а также деятельность на рынке ценных бумаг1 .

Поэтому к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не применяются положения § 4 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ

«О несостоятельности (банкротстве)»2 (далее — Закон о банкротстве), регламентирующие банкротство финансовых организаций.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, регулируются параграфом 4.

1, который устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и порядка признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.

Не урегулированные данным параграфом отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (бан-

1 Тарасенко О. А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России (правовой аспект) : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2014, С. 13.

2 СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

© Тарасенко О. А., 2016

* Тарасенко Ольга Александровна, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) olga201175@gmail.com 123995, г. Москва, Садовая-Кудринская, д. 9

кротства) кредитных организаций, регулируются другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций и не урегулированные данным параграфом, регулируются главами I, III, III.1, VII и XI Закона

0 банкротстве, а в предусмотренных им случаях — нормативными актами Банка России.

К сожалению, банкротство кредитных организаций до сих пор остается достаточно распространенным явлением. По состоянию на

1 декабря 2015 г. в России зарегистрировано 1024 кредитных организаций, у 284 из которых отозвана (или аннулирована) лицензия на осуществление банковских операций.

При этом в отношении 198 (!) кредитных организаций принято решение о признании их банкротом и открытии конкурсного производства3 .

В отношении 27 еще действующих кредитных организаций осуществляются меры по предупреждению банкротства.

Следует принять во внимание и тот факт, что 211 кредитных организаций из числа действующих являются убыточными4, что позволяет предположить дальнейшее пополнение рядов кредитных организаций-банкротов.

Анализ особенностей российского законодательства о банкротстве кредитных организаций следует начать с исследования понятия и признаков несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

Легальное определение несостоятельности (банкротства) кредитной организации содержится в п. 1 ст. 189.8 Закона о банкротстве.

Итак, согласно п. 1 ст. 189.

8 Закона о банкротстве кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствую-

щие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Включение в состав обязательств задолженности по выплате заработной платы (выходного пособия) сотрудников, в том числе и бывших, является новеллой законодательства, введенной Федеральным законом от 29 июня 2015 г.

№ 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»5.

Кроме того, согласно поправкам работники, бывшие работники должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда, вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом (подп. 5 п. 1 ст. 189.61 Закона о банкротстве).

При раскрытии понятия «банкротство кредитной организации» употребляется термин «обязательные платежи», который также нуждается в нормативном определении.

Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Нетрудно заметить, что законодатель установил более жесткие основания признания кредитной организации банкротом по сравнению с теми, которые определены в отношении иных категорий должников.

Поскольку несостоятельность кредитной организации способна оказать негативное влияние на деятельность ее контрагентов, постольку законодателем приняты меры для скорейшего признания кредитной организации несостоятельной. Поэтому

3 См.

: Сведения о проведении ликвидационных мероприятий в кредитных организациях с отозванными лицензиями на осуществление банковских операций (не исключенных из ЕГРЮЛ) по состоянию на 1 декабря 2015 // URL: http://www.cbr.ru/credit/likvidbase/LikvidBase.aspx (дата обращения: 14 января 2016 г.).

4 URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1601.pdf (дата обращения: 14 января 2016 г.).

5 СЗ РФ. 2015. № 27. Ст. 3977.

Законом о банкротстве установлен более короткий срок неплатежеспособности по сравнению с другими должниками, по истечении которого кредиторы кредитной организации и должники вправе обратиться с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной. Этот срок составляет 14 дней6 .

Достаточными основаниями для возбуждения производства по делу о банкротстве кредитной организации являются7:

• отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

• наличие задолженности по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда и (или) обязательным платежам в размере не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда;

• срок неисполнения соответствующих обязанностей — 14 дней со дня наступления даты их исполнения.

По общему правилу признаки банкротства должны существовать в совокупности, однако, из данного правила предусмотрены исключения, в частности для ликвидируемых кредитных организаций и кредитных организаций — отсутствующих должников. В первом случае у ликвидируемой (добровольно или принудительно) кредитной организации выявляются следующие необходимые признаки банкротства — отзыв лицензии и недостаточность стоимости ее имущества для исполнения обязательств. При этом такой признак, как наличие заложенности в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения у ликвидируемой кредитной организации, не может быть выявлен, иначе несостоятельность кредитной организации была бы установлена, минуя стадию ликвидации. Стоимость имущества (активов) и обязательств кредитной организации подлежит определению на основании методик, установленных нормативными актами Банка России. Попытка оспаривания этой нормы со-

держится в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 3 августа 2015 г. № Ф06-26372/20158.

Во втором случае, если кредитная организация-должник фактически прекратила свою деятельность, отсутствует или установить ее местонахождение и место нахождения ее руководителей невозможно, заявление о ее признании банкротом может быть подано после отзыва лицензии на осуществление банковских операций независимо от размера кредиторской задолженности.

На этапе возбуждения дела о банкротстве кредитной организации установлено серьезное препятствие — у кредитной организации должна быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Так как только Банк России уполномочен решать этот вопрос, без его участия кредиторы кредитной организации, ее настоящие или бывшие работники, а также уполномоченные органы не смогут добиться признания кредитной организации банкротом даже при наличии задолженности свыше установленного срока. В этом положении есть определенная логика. Определение арбитражного суда о принятии к производству дела о банкротстве банка зачастую служит детонатором панических настроений, провоцирующих в этом банке «набеги вкладчиков». Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с тем теряет и свою платежеспособность. Поэтому на пути кредиторов и стоит преграда, затрудняющая предъявление их требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников — отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

Рассмотренное нами положение выявляет и еще одну характерную черту банкротства кредитных организаций — широкие полномочия Банка России.

Банк России обязательно участвует в деле о банкротстве кредитной организации; вправе обращаться с заявлением о признании кредитной организации банкротом, в случаях, когда он не является ее кредитором;

6 Шишмарева Т. П. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и практика его применения : учебное пособие для экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих. М. : Статут, 2015.

7 Стародубцева Н. С. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Банковское право. 2006. № 1. С.14.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/bankrotstvo-kreditnyh-organizatsiy-osobennosti-i-problemy-pravovogo-regulirovaniya

Практика оспаривания сделок при банкротстве кредитных организаций

Практика оспаривания сделок при банкротстве кредитных организаций

Согласно статистике по состоянию на 01.01.

2017, приводимой Банком России[1] на своем сайте, 288 кредитных организаций (87,54 % от общего числа ликвидируемых кредитных организаций) признаны арбитражными судами банкротами, в них открыто конкурсное производство и назначены конкурсные управляющие.

При этом статистика удовлетворения требований кредиторов является низкой – в связи с недостаточностью средств кредитных организаций в течение продолжительного времени требования в среднем удовлетворяются на 15,8 % от сумм установленных требований.

При этом основной задачей кредитора (или контрагента) должника нередко становится не только получение удовлетворения собственных требований, но и защита сделок с должником от оспаривания по правилам главы III.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Оспаривание сделок по правилам главы III.1 Закона о банкротстве нередко становилось предметом исследования в различных статьях, а потому необходимо сделать акцент именно на специфике этого института при банкротстве кредитных организаций.

Общие основания оспаривания сделок по правилам Закона о банкротстве с учетом специфики кредитных организаций

Законом о банкротстве предусмотрены следующие виды сделок, которые подлежат оспариванию:

  • подозрительные сделки (статья 61.2 Закона о банкротстве), которые уменьшают конкурсную массу. При этом указанной статьей выделяются два вида подозрительных сделок – сделки, совершенные при неравноценном встречном исполнении обязательств стороной сделки (пункт 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве) и сделки, направленные на причинение вреда кредиторам (пункт 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве).
  • сделки с предпочтением (статья 61.3 Закона о банкротстве), которые влекут или могут повлечь за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований.

При этом общие правила, установленные в главе III.1 Закона о банкротстве, применительно к кредитным организациям работают не всегда. В частности, следует выделить следующие особенности регулирования признания сделок недействительными в рамках банкротства кредитных организаций.

Такие особенности установлены в главе IX Закона о банкротстве. Так, датой, по отношению к которой определяются сроки для квалификации совершенной сделки должника как подозрительной или с предпочтением, является дата назначения временной администрации по управлению кредитной организацией[2].

Временная администрация, являясь специфическим участником дела о банкротстве кредитных организаций, обладает самостоятельным правом оспаривания сделок должника.

После открытия конкурсного производства правом на оспаривание сделки могут воспользоваться конкурсный управляющий (как правило, это Агентство по страхованию вкладов) или иные лица в соответствии со статьей 61.

9 Закона о банкротстве (в том числе и кредиторы банкротящегося банка).

Обладает особенностями и определение момента течения срока исковой давности для оспаривания сделок в процедуре банкротства кредитной организации.

Нередко к банкротству банка приводят противоправные действия его собственников или органов управления, что влечет за собой уничтожение или сокрытие соответствующей первичной документации.

В этих случаях суды устанавливают, что срок исковой давности для конкурсного управляющего банка начинает течь с момента окончания установленного судом срока передачи документации руководящими органами банка в АСВ[3].

Особенности оспаривания сделок при банкротстве кредитных организаций

Как указывалось выше, сделки, оспариваемые по основаниям подозрительности, делятся на сделки, совершенные при неравноценном встречном удовлетворении (пункт 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве) и сделки, совершенные с намеренным причинением вреда кредиторам (пункт 2 стати 61.2 Закона о банкротстве).

При этом оспаривание сделок в рамках процедуры банкротства кредитных организаций помимо указанных процессуальных особенностей обладают материально-правовыми аспектами, которые необходимо включать в предмет доказывания.

Проще всего изучить такие особенности на конкретных примерах. В России формирование практики оспаривания сделок, совершенных кредитными организациями, по правилам главы III.

1 Закона о банкротстве связано с такими значимыми процедурами как банкротство ПАО “Нота-Банк”, ООО “Внешпромбанк” и пр.

Такие процедуры примечательны тем, что не только должник являлся кредитной организацией, но и ряд контрагентов (заинтересованных лиц при оспаривании сделок) также были кредитными организациями (российскими и зарубежными банками).

При рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций сформировались основные тенденции оспаривания сделок на практике.

1) Так, зачастую в процедурах банкротства кредитных организаций оспариваются сделки уступки прав требования, в которых банк в преддверии банкротства уступает право требования к заемщику по заниженной цене.

При этом следует отличать оспаривание такого договора цессии по правилам Закона о банкротстве от оспаривания договора по безденежности (фактически дарения) не только по применимым нормам права, но и по фактическим обстоятельствам: встречное предоставление (хоть и неравноценное) все же присутствует при оспаривании сделки по правилам Закона о банкротстве.

Примером положительной практики для должника является спор в рамках дела о банкротстве КБ “Альта-Банк” (ЗАО), в котором в оплату за уступленное право требования по кредитному договору в размере 132 млн. руб.

кредитная организация получила вексель от юридического лица с минимальным уставным капиталом и не находящегося по юридическому адресу (постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.12.

2017 по делу № А40-31573/2016).

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/the_practice_of_challenging_transactions_in_bankruptcy_of_credit_institutions/

Банкротство кредитных организаций

Банкротство кредитных организаций — достаточно специфический процесс, поскольку они в силу специфики своей деятельности работают с деньгами в любых формах и видах. Поэтому когда юрлицо, работающее в финансово-кредитной сфере, ликвидируется, нужно проводить все присущие процедуре банкротства действия с учетом этих особенностей.

Основные признаки несостоятельности кредитной организации

Для регулирования процессов признания несостоятельной кредитной организации используется параграф 4.1 ФЗ № 127 «О банкротстве», а также нормы ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Причиной начать производство в деле о неплатежеспособности финансовой организации может послужить один из следующих признаков:

  • юрлицо не может выполнить ни одно возложенное на него обязательство на протяжении двух недель после согласованной ранее даты их окончательного погашения;
  • стоимости всех активов, принадлежащих банку, недостаточно для покрытия всех его долгов перед кредиторами, а также обслуживания обязательных платежей.

Дела о несостоятельности финансовых учреждений, как и всех остальных юрлиц занятых в других сферах экономики, рассматривает арбитражный суд.

В чем особенность признания неплатежеспособности

Особенности банкротства кредитных организаций следующие:

  • в процессе судебного производства о несостоятельности банка применяется только процедура конкурсного производства;
  • такие процессы, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение здесь не используются.

Мероприятия для предотвращения неплатежеспособности

В случае ухудшения финансовых нормативов банка до момента отзыва предоставленной ему лицензии можно попытаться восстановить его показатели ликвидности следующими способами:

  • Финансовое оздоровление.
  • Введение временной администрации.
  • Проведение реорганизации.
  • Совместными мероприятиями с Агентством по страхованию вкладов.

Основания для начала применения мер

Стартом для применения мероприятий по оздоровлению финансовой организации служат следующие индикаторы:

  1. Банк в течение полугода с постоянной периодичностью не может выполнить свои денежные обязательства перед кредиторами, к тому же при погашении обязательных платежей стабильно возникает просрочка, которая длится более 3 дней. При этом причиной неприятностей является отсутствие денег на корреспондентском счете юрлица или же их недостаточное количество.
  2. Снижение уровня капитала банка больше чем на 20% в сравнении с максимальными показателями, достигнутыми за последние 12 месяцев, при параллельном нарушении хотя бы одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ.
  3. Нарушение как минимум одного норматива достаточности собственных средств, установленных ЦБ РФ.
  4. Ухудшение показателя текущей ликвидности на протяжении последнего месяца более чем на 10%.
  5. Величина собственных средств снизилась по результатам отчетного месяца до уровня ниже размеров уставного капитала, который прописан в уставе организации. Этот пункт не является критерием по определению необходимости применения мероприятий к финансовым организациям, которым лицензия была выдана не более двух лет назад.

Способы повышения уровня ликвидности банка

При возникновении угрозы неплатежеспособности, чтобы снизить ее влияние и уберечь организацию от банкротства, могут применяться следующие действия:

  • Предоставляется финансовая помощь от учредителей юрлица. Как вариант может осуществляться в форме: увеличения размеров уставного капитала за счет взносов акционеров; размещения средств бенефициарами на депозитах в банке по ставке, которая не больше ставки рефинансирования ЦБ, на срок не меньше чем 6 месяцев; выступление в роли поручителей перед кредиторами и т. д.
  • Внесение изменений в структуру активов и пассивов банка. Основная цель этих действий — провести замену неликвидных активов ликвидными, увеличить размер собственного капитала и снизить объемы краткосрочных обязательств.
  • Смена организационной структуры финансового учреждения. Эта процедура предусматривает сокращение численности работников банка, закрытие менее эффективных структурных подразделений, филиалов, отделений; другими словами, проводится оптимизация штата.
  • Увеличение размеров уставного капитала и собственных средств банка в соответствии с нормативами ЦБ РФ;
  • Любые другие методы, которые не запрещены законодательством РФ.

Источник: http://probankrotstvo.com/vidy-bankrotstva/bankrotstvo-kreditnyx-organizacij.html

Особенности банкротства кредитных организаций

Особенности банкротства кредитных организацийО банкротстве кредитых организаций

Цели создания и деятельности кредитных организаций довольно специфичны и это является определяющим фактором в законодательном регулировании их правового статуса.

Анализируя положения статьи первой ФЗ № 395-I «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 года, можно выделить ряд критериев, присущих кредитной организации (КО):

  • – статус юридического лица;
  • – коммерческая направленность;
  • – для реализации основной цели создания и функционирования (получения прибылей) КО необходимы специальные разрешительные документы Центробанка РФ (лицензии);
  • – проводит банковские операции, виды которых определены выше названным Законом;
  • – создается на базе любых собственнических форм и только в виде хозяйственного общества.

Практически все банковские операции, осуществляемые КО, связаны с денежными потоками как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте (ст.5 ФЗ № 395-I), что требует особого внимания и жестких мер контроля со стороны государства.

Кроме того, возможность использования на свое усмотрение чужих средств, привлеченных на счета и во вклады, чтобы извлечь из этого свою выгоду, необходимость их возврата (по первому требованию клиента), – в основном и предопределяют особые порядки и специфичность, в частности, процедурных моментов несостоятельности, применяемых относительно КО.

До 23 декабря 2014-гоособенности банкротства кредитных организаций регламентировались нормами АПК, Законов: «О несостоятельности (банкротстве) КО» № 40-ФЗ (25.02.99 г.), «О банках и банковской деятельности», «О Банке России», «О несостоятельности (банкротстве)» и рядом других нормативно-правовых актов.

Вследствие принятия 22-го декабря Закона № 432-ФЗ, направленного на усовершенствование и реформирование гражданско-правовых положений, регулирующих, в частности, и специфику банкротства КО (превентивных мер для его избежания), ФЗ № 40 утратил силу, а ФЗ № 127 обзавелся § 4.1 в девятой Главе. Именно ее нормами следует руководствоваться сегодня, как приоритетными, при решении процедурных вопросов в делах о несостоятельности данной категории юрлиц.

Кризис кредитной организации – меры по «реанимации»

Использование чужих средств на свое усмотрение для извлечения собственной выгоды, значительно увеличивает риск финансового краха вкладчиков и кредиторов во время кризисных явлений в КО.

Именно поэтому, банкротство КО, как комплекс мероприятий, носит усеченный характер и состоит только из конкурсного производства, а значительная часть § 4.

1 Главы девятой Федерального Закона № 127 посвящена мерам, направленным на предотвращение разорения, и призванным финансово оздоровить организацию, вернув ее к полноценному функционированию.

Применение процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления относительно КО в Законе не предусматривается, поскольку является нецелесообразным.

Все эти стадии предусматривают осуществление самостоятельной хозяйственной деятельности, принятие решений и распоряжение активами, что будет довольно опрометчиво в случае с кредитными компаниями, ведь для продолжения функционирования им понадобится привлечь дополнительные средства на счета и во вклады, в то время, как вернуть предыдущие они уже не имеют возможности.

На данное время, с целью предотвращения вероятности банкротства, вне судебных процедур, относительно КО могут применяться такие мероприятия(ст.189.9, 189.10 ФЗ-127).

Мероприятия финансового оздоровления. Статья 189.14 Закона про банкротство позволяет в рамках «реанимации» КО:

  • – изменять структуру дебета и кредита;
  • – проводить структурно-организационные реформы компании;
  • – принимать меры для балансировки величин уставного капитала и капитала/средств, принадлежащих КО.
  • – финансовые вливания в КО ее учредителей/участников или других лиц.

Утверждение и введение временной администрации – органа по управлению КО со специальным статусом и особенностями деятельности, определенными законом, в частности:

  • – назначение данного управленческого органа Центробанком (при наличии обстоятельств, перечисленных в ст.189.26 ФЗ-127);
  • – срок введения и деятельности – до 6 месяцев (ст.189.27). По его окончании, при отсутствии позитивной динамики, этот орган ходатайствует перед Банком России об отзыве лицензий у КО, позволяющих осуществлять банковскую деятельность;
  • – на время введения временной администрации частично или полностью утрачиваются полномочия исполнительных органов КО. Решение этого вопроса находится в компетенции Центробанка РФ.

Реорганизация КО – проводится по требованию Банка России, путем слияния/присоединения (ст.ст.189.45 – 189.

46 ФЗ-127) и реализуется в порядке, описанном в Законе о банках (банковской деятельности), с особенностями, установленными Положением Центробанка № 386-П от 29.08.

12-го. “О реорганизации КО в форме слияния и присоединения”.

Банкротство КО: спецкритерии и начало производства в суде

Прошению в суд с требованием признать КО банкротом и начать производство должны предшествовать такие обстоятельства (ст.189.64 ФЗ № 127):

  • – банковская лицензия уже отозвана (предпосылки для отзыва наводятся в ст.20 Закона о банках);
  • – кредиторские требования суммарно равны или превышают 1000 МРОТ;
  • – неисполнение обязательств по платежам (требованиям кредиторов) длится 14 дней (с наступления момента их исполнить);
  • – после лишения лицензии цена имеющихся у КО активов не покрывает имеющиеся обязательства (уплате обязательных отчислений, перечислений и взносов). Методики оценки активов данной категории юрлиц разрабатываются Банком России.

Только присутствие выше перечисленных фактов и доказанность их существования позволяют арбитражу принять заявление о признании КО несостоятельной.

Состав участников банкротного дела (ст.189.59 ФЗ-127): Банк России (регуляторная и надзорная функции), конкурсный управляющий, другие участники (на основаниях, изложенных в ст.189.67 ФЗ-127).

Состав участников судебного процесса (ст.189.60 ФЗ-127): уполномоченные лица от сотрудников, учредителей/участников, собрания/комитета кредиторов КО, другие субъекты, имеющие соответствующий законам процессуальный статус.

Субъектный состав заявителей, требования их заявлений, перечню подаваемых документов, обязательному комплексу процессуальных действий, – урегулированы ст.ст.189.61 – 189.66 ФЗ № 127.

Так, обратиться в арбитраж о признании юрлица – КО банкротом могут:

  • 1) КО;
  • 2) конкурсные кредиторы, (в т.ч. физлица по требованиям, вытекающим из договоров по банковским вкладам и счетам);
  • 3) органы со специальными полномочиями;
  • 4) Банк России;
  • 5) персонал кредитной компании (в т.ч. уволенные сотрудники) по выплатам выходных платежей или долгам по зарплате.

Момент возникновения права на инициацию процедур в суде законодателем привязан к определенным событиям: для субъектов, перечисленных выше в п.п.

2, 3, 5 по денежным обязательствам – по факту отзыва у КО лицензии, при подтверждении требований судебными или другими актами о взыскании; для субъектов, названных в п.

3, по требованиям о внесении обязательных платежей – также по факту отзыва лицензии, при наличии решений фискальных органов об обращении взыскания по таким долгам на имущество КО.

Установлена обязанность Банка России инициировать судебные процедуры банкротства КО:

  • – в течение 5 дней, после публикации в «Вестнике Банка России», акта про отзыв у КО лицензии, если у нее присутствуют признаки, свидетельствующие о несостоятельности, в момент отзыва лицензии, разрешающей банковские операции;
  • – если во время управления КО (после лишения лицензии) временной администрацией выявлены критерии несостоятельности – на протяжении 5 дней, после получения ходатайства об этом от временной администрации.

Если КО, кредиторами, полномочными органами и персоналом КО (бывшим в т.ч.

) из Банка России по истечении 2-х месяцев не получен ответ на заявление про отзыв у КО лицензии (либо с момента отказа в таком отзыве), у них появляется право инициировать начало судебного разбирательства о признании КО банкротом.

Требования заявления относительно несостоятельности КО:

  • – заявление КО – должно соответствовать требованиям к заявлению должника (учитывая особенности, перечисленные в § 4.1 Закона № 127), копии пакетов документов отправляются Банку России (при необходимости – Агентству по страхованию вкладов), сообщение о том, что заявление принято судом публикуется КО в местном печатном издании;
  • – заявление кредиторов, персонала, полномочных органов – должно соответствовать общим требованиям для заявления соответствующих категорий субъектов (учитывая особенности, перечисленные в § 4.1 Закона № 127), копии пакета документов направляются Банку России (при необходимости – Агентству по страхованию вкладов) и КО;
  • – заявление Банка России – должно содержать ведомости: о его наименовании и месте расположения; о суде, которому оно подается; о названии и реквизитах КО; про реквизиты и дату решения про отзыв у КО лицензии; перечень обстоятельств и доказательств, подтверждающих несостоятельность КО; список дополнений. Копии документов Банком России направляются в КО (при необходимости в Агентство).

Перечень необходимых документальных дополнений устанавливается ст.189.63 Закона № 127.

Судебное разбирательство, учитываяособенности несостоятельности банкротства кредитных организаций, не преследует целей восстановить платежеспособность должника, и суд, принимая заявление, одновременно решает вопрос о начале производства по делу.

В судебном порядке должны быть разрешены вопросы следующего плана (ст.189.67):

  • – признание КО банкротом (по решению суда);
  • – при наличии законных оснований, привлечение субъектов, контролирующих КО, к ответственности (определение суда);
  • – признание сделок, совершавшихся КО недействительными/применение сопутствующих последствий (по определению суда).

На признание КО банкротом суду отводится 2 месяца после того, как заявление было принято (в этот срок также засчитывается и подготовка дела к рассмотрению), предварительное слушание не проводится, а обоснованность заявления проверяется одновременно с решением вопроса о констатации банкротства КО.

Констатируя банкротство данной категории юрлиц, суд также открывает конкурсное производство, утверждая одновременно конкурсного управляющего и суммы причитающихся ему выплат (если конкурсный управляющий – Агентство, вопрос о размере вознаграждения судом не решается); дается заключение про обоснованность заявленных требований и внесение их в соответствующий реестр.

Если КО признана судом банкротом, судебный акт об этом отправляется Банку России, а также регистрирующему органу, для внесения в ЕГРЮЛ информации о процессе ликвидации КО.

Конкурсное производство и его управляющий

Из контекста ст.189.68 Закона № 127 следует, что ни должник, ни кредиторы не участвуют в выборе кандидатуры управляющего на период конкурсной стадии.

Суд, приняв в свое производство заявление относительно КО, на протяжении 7 дней, обязан истребовать у Банка России сведения о возможной кандидатуре управляющего либо СРО, из числа членов которой и будет назначен конкурсный управляющий.

Если инициатором признания КО банкротом выступает Банк России, в его заявлении указывается кандидатура арбитражного управляющего или реквизиты СРО.

Когда же организация имела разрешение привлекать средства физлиц во вклады, роль конкурсного управляющего исполняет Агентство, как и в случае непредставления в арбитраж кандидатуры физлица – управляющего, либо если последний был освобожден/отстранен от выполнения своих функций.

Конкурсный управляющий начинает действовать со дня открытия конкурсной стадии и до дня внесения сведений о ликвидации КО в ЕГРЮЛ.

Обязательным условием осуществления физлицом функций управляющего по делам этой категории является наличие аккредитации при Банке России и обязательного страхования гражданской ответственности.

Если законодательно предусмотрено участие на конкурсном этапе, в ипостаси управляющего, Агентства по страхованию вкладов, последнему не полагается вознаграждение и страхование гражданской ответственности, а функции осуществляются через служащих, на основании доверенности.

обязанностей и прав управляющего в делах относительно обанкротившихся КО наводится в ст.189.78 ФЗ-127, а основания и порядок отстранения и освобождения такового от исполнения своих функций – в ст.ст.189-80 – 189.81.

Максимальный срок конкурсной судебной стадии составляет 18 месяцев (вводится на 1 год и может быть продлен еще на 6 месяцев).

Во время этого этапа ориентировочно осуществляются такие мероприятия:

  • – информация о том, что КО признана банкротом и проводятся предварительные выплаты первоочередным кредиторам публикуется и «Вестнике банка России», и в ЕФРС о банкротстве;
  • – раскрывается и публикуется в ЕФРС о банкротстве информация о том, как проходит конкурсное производство;
  • – формируется реестр кредиторских требований и конкурсная масса;
  • – открывается корреспондентский счет в Банке России, для проводки расчетов в нацвалюте и, в необходимом количестве, – валютные счета (при осуществлении конкурсного управления Агентством – счета будут открыты в Агентстве);
  • – решаются вопросы, связанные с имущественной реализацией (имущественных прав КО) (ст.189.89 ФЗ-127);
  • – при необходимости сделки, заключенные КО, могут признаваться недействительными, с соответствующими последствиями;
  • – осуществляются расчеты с кредиторами;
  • – управляющим формируются промежуточный/итоговый ликвидационные балансы;
  • – формирование отчета по итогам конкурсного производства;
  • – постановление судом определения про завершение или прекращение конкурсного этапа.

Если итоги конкурсной стадии дали суду основания прекратить таковое (при полном погашении кредиторских требований), решение о признании КО банкротом и начале конкурсной стадии не исполняется.

Когда же постановляется определение о завершении этого этапа судебных процедур – конкурсным управляющим Банку России предоставляются копии судебных актов и других необходимых документов, для внесения в госреестр информации о ликвидации КО.

Отдельное законодательное регулирование получили процедуры признания ликвидируемой КО банкротом (ст.189.102), КО, ликвидируемой в принудительном порядке (ст.ст.189.103 – 189.104), а также отсутствующей КО (ст.189.105).

Источник: http://RegInfo.org/articles/167-osobennosti-bankrotstva-kreditnyh-organizacii.html

Портал Закона
Добавить комментарий