Порядок ликвидации страховой компании

Ликвидация страховой компании

Задать вопрос

Прекращение деятельности страховой компании, как и любого юридического лица, зарегистрированного на территории РФ, регламентируется федеральным законом №129-ФЗ. Однако данная процедура, в отличие от ликвидации Общества отличается рядом этапов. Кроме того, ликвидация страховых компаний преследует и иную цель.

В соответствии с действующим законодательством завершение деятельности страховщика возможно в единственном случае – при отзыве у компании лицензии, дающей право осуществления страховой деятельности. Регулятором данного вопроса является орган страхового надзора и закон «Об организации страхового дела в РФ».

При этом важным моментов в ликвидации страховой компании является следующее:

  • с момента отзыва лицензии компания не имеет права вести страховую деятельность,
  • фактически запрет касается лишь страхования, сама компания не прекращает существования,
  • дальнейшая ликвидация фирмы производится по общим правилам в соответствии с ФЗ № 129-ФЗ и статьями 61-63 ГК РФ.

1

Обсуждение целей с клиентом
Оставить заявку

2

Поготовка необходимой документации

3

Заверение пакета документов и форм у нотариуса

4

Оплата наших услуг

5

Ура, мы избавили вас от ликвидации!

6

Ваша компания ликвидирована, доставляем документы

Обязанности страховой при ликвидации

Отзыв лицензии страховой не всегда является причиной для закрытия ООО. При этом компания, лишившаяся основного документа, обязана:

  • прекратить заключение договоров страхования и перестрахования, а также осуществление брокерских услуг,
  • не вносить изменения в действующие договора, касающиеся вопрос увеличения объема обязательств страховщика,
  • полностью прекратить деятельность страховщика в сроки, установленные законом (по истечении 6 месяцев с момента отзыва лицензии),
  • выполнить все обязательства по страховым договорам в полном объеме (а также расторгнуть их или передать страховой портфель).

По истечении 6 месяцев с момента отзыва лицензии фирма может быть ликвидирована в обычном порядке – путем добровольной ликвидации. И мы предлагаем вам профессиональные юридические услуги в Москве по консультированию или полному сопровождению процесса закрытия ООО.

Реорганизация страховой

Реорганизация – еще один способ ликвидировать страховую фирму. При этом стоимость и сроки процесса могут быть существенно ниже добровольной или назначенной в судебном порядке процедуры.

При проведение реорганизации компания не лишается лицензии (что важно). Фирма возвращает лицензию в ФСФР или заменяет документ на новый в зависимости от способа проводимой процедуры:

  • слияния с другой компанией,
  • разделения фирмы на два юридических лица,
  • присоединения организации к другой страховой,
  • выделения юр.лица из существующего,
  • преобразования правовой формы компании (из ООО в ПАО или непубличное общество).

Выбрать оптимальный способ решения возникшей проблемы вам помогут специалисты нашей компании.

Заполненная вами заявка на ликвидацию будет рассмотрена опытными юристами, которые проконсультируют по выбору метода реорганизации или помогут пройти процедуру ликвидирования страховой при отзыве лицензии быстро и недорого.

Цены на ликвидацию страховой компании

  • Официальная (добровольная) ликвидация ООО
  • Ликвидация ООО через смену Генерального директора и учредителей (вход — выход участника)
  • Ликвидация ООО путем Слияния (присоединения) к региональной или Московской компании
  • Ликвидация ООО через смену Генерального директора и учредителей (по Договору Купли-продажи доли)
  • Банкротство организации

Что вы получите:

Свидетельство о ликвидации вашей компании

Происходит удаление фирмы из ЕГРЮЛ. Выездная налоговая проверка за последние 3 года. Есть риск доначислений налогов и штрафов. В случае обнаружения нарушений ответственность несут должностные лица, действующие в период совершения нарушений.

Что вы получите:

Выписку из ЕГРЮЛ содержащая сведения о новом генеральном директоре

Не дорогой способ ликвидации. Не производится проверка налоговыми органами. Компания продолжает находиться в ЕГРЮЛ.

В будущем возможна налоговая проверка за период действия старых учредителей и директора. На данный момент этот способ является незаконным.

Рекомендуем его только компаниям, которые не имеют долгов.

Что вы получите:

Свидетельство о ликвидации вашей компании в результате реорганизации

Самый дешевый способ реально ликвидировать компанию и исключить ее из ЕГРЮЛ. Самый надежный и отточеный способ альтернативной ликвидации фирмы.

Не требуется проведение налоговой проверки. Минус — довольно продолжительный срок. Риски отсутствуют.

Рекомендуем данный способ компаниям с долгами до 2 млн.

Что вы получите:

Выписка из ЕГРЮЛ содержащая сведения о новом генеральном директоре

Один из наиболее оптимальных способов ликвидации в соотношении цена и результат. Компания продолжает находится в ЕГРЮЛ. Смена юридического адреса по пожеланию клиента.

Что вы получите:

Свидетельство о ликвидации вашей компании

Процедура банкротства является достаточно сложным мероприятием, имеющим как неблагоприятные финансовые последствия, так и вероятность наложения административных штрафов и уголовной ответственности на руководство при фиктивно созданной ситуации. Поэтому для признания несостоятельности организации арбитражный суд проводит достаточно длительную работу

1

Подача заявки

2

Сбор документов

3

Выбор способа ликвидации

4

Процесс ликвидации до завершения

Источник: https://urist-likvidator.ru/likvidatsiya-firm/likvidatsiya-kompaniy/strakhovykh/

Действия при закрытии страховой компании

Страховая компания

Страховые компании в соответствии с Гражданским кодексом (статья 938) имеют статус юридических лиц. Это могут быть СК (страховые компании), ГСК (государственные страховые компании) и т. д. Страховые компании обязательно наделены следующими признаками:

  • являются юридическим лицом;
  • заключают со страхователями договоры страхования;
  • имеют лицензию (разрешение) на осуществление страхования определенного вида.

Ликвидация страховой компании наделена теми же признаками, что и закрытие юридического лица с отзывом лицензии. Особенности связаны с тем, что свою деятельность организация осуществляет в области страхования. После отзыва лицензии должно пройти полгода, после этого компания закрывается.

По закону разрешение выдается страховой компании без ограничения срока. Лицензия не может быть передана другой организации или лицу. Но в случае, когда страховая компания претерпевает реорганизацию, лицензия за ней сохраняется. Меняется только бланк из-за смены названия организации.

Законодательная база страхования

Образование страхового общества, получение лицензии и другие вопросы базируются на законе РФ № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Он был принят в 1992 году, когда нужно было законодательно закрепить правовой статус появившихся в России страховых компаний. В 2017 году в закон были внесены изменения.

Этим законом регулируются основные вопросы, которые возникают при договорной системе страховщик-страхователь.

В законе даются определения основным понятиям, связанным со страховой деятельностью.

Отдельные статьи посвящены таким терминам как страхователь, страховщик, страховой случай, страховая сумма и премия.

Законодательная база основывается не только на этом законе, сюда входят: Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы: №№ 129, 127 «О госрегистрации юридических лиц и ИП» и «О несостоятельности». Эти правовые акты поясняют те вопросы, которые не освещаются в законе «Об организации страхового дела».

Процесс ликвидации страховой компании

Основанием для прекращения страховой деятельности компании может стать отзыв лицензии. Осуществление этой процедуры находит отражение в законе № 4015-1, статье 32.8. Лицензия отзывается по решению суда или госоргана по страхового надзора в случаях:

  • если в установленный срок не были устранены нарушения законодательства;
  • когда в течение года нарушаются сроки предоставления отчетности больше, чем на 15 дней или не предоставляются вовсе;
  • если в течение года с момента предоставления разрешения (лицензии) страховая компания не начала деятельность, предусмотренную лицензией;
  • в течение 3-х месяцев не было восстановлено членство в профсоюзе страховщиков после временного блокирования лицензии.

Процедура ликвидации деятельности страховой компании схожа с подобной процедурой у юридических лиц, занимающихся лицензированной деятельностью. Такие мероприятия отражены в статьях 61-63 Гражданского кодекса России.

Отличие состоит в следующем. Юридическое лицо после ликвидации перестает существовать в правовом поле. А страховая компания прекращает страховую деятельность, но может сохраниться как правовой субъект.

Отозвав лицензию, государственный орган по надзору накладывает следующие запреты на страховую компанию:

  • нельзя вновь заключать страховые договоры;
  • запрещается заключать договоры перестрахования;
  • вносить в рабочие договоры изменения (касаются тех, которые увеличивают обязательства).

Действия при закрытии страховой компании имеют следующие этапы:

  1. Страховая компания прекращает деятельность в течение полугода после принятия соответствующего решения.
  2. Все обязательства, которые вытекают из заключенных договоров, нужно выполнить. Изменения в действующие страховые договоры вносить нельзя. Все выплаты, которые положено произвести по страховым случаям, нужно выполнить в течение 6-ти месяцев со дня отзыва.
  3. Если страховые обязательства выполнить невозможно, то страховой портфель (договоры) передается, в результате чего подписывается акт о приеме-передаче страхового портфеля.
  4. При определенных обстоятельствах допускается расторжение заключенных договоров после отзыва лицензии.

В течение 6-ти месяцев госорган страхового надзора должен получить все необходимые документы, которые касаются договоров и их исполнения. Если страховая компания не выполняет обязательств, то оформляется иск в суд о прекращении деятельности страховой компании как юридического лица.

Что делать, если страховая закрылась

В последние два года участились случаи лишения страховых компаний лицензии. Такую ситуацию редкой не назовешь.

Федеральный закон «Об ОСАГО» предлагает выход в случаях с ДТП.

Если в происшествии участников только двое и обошлось без пострадавших, то можно обратиться в страховую компанию виновника происшествия.

Если и эта страховая компания по совпадению лишилась лицензии, то нужно писать заявление в Союз российских автостраховщиков.

В заявлении нужно указать кратко обстоятельства дела, приложить копии документов, а также пояснить, почему вы не обращаетесь в свою страховую компанию.

По закону союз должен выплатить компенсацию вместо вашей страховой.

После отзыва лицензии КАСКО можно попытаться вернуть свои деньги следующими способами:

  • подать заявление вашему страховщику на получение страховки, для чего нужно добиться проведения экспертизы;
  • при отказе нужно самостоятельно провести экспертизу в независимой организации;
  • после получения результатов и одновременно — отказа страховой компании в выплате, можно подавать в суд.

Есть случаи, когда страхователи добивались выплаты страховки. Это может произойти как добровольно (после отзыва лицензии), так и в результате процедуры банкротства.

С полисами ОМС дела обстоят иначе. Если у компании отозвали лицензию, полис все равно действителен, просто его обслуживание передано другой компании. Вам не имеют права отказать в медицинских услугах в этом случае.

Источник: http://insure-center.ru/transport/osago/dejstviya-pri-zakrytii-strahovoj-kompanii/

4.6. Порядок ликвидации и банкротство страховых организаций

Страховая организация как юридическое лицо может быть ликвидирована в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 61-65), Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 г. N 127-ФЗ (ст. 183-187).

В отличие от реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) ликвидация — это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном порядке по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, и в принудительном порядке по решению суда.

Таким образом, началом ликвидации является либо решение учредителей (участников) организации (юридического лица), решение органа юридического лица, уполномоченного на принятие решения о ликвидации организации учредительными документами, либо решение суда.

Юридическое лицо (в том числе и страховая организация) может быть ликвидировано по решению:

— его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

— суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

— арбитражного суда в случае признания предпринимательской организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с положениями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Закон возлагает обязанность на лиц или орган, принявшие решение о ликвидации, незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу, после чего делается соответствующая отметка в реестре юридических лиц. Юридическое лицо до момента исключения его из государственного реестра продолжает свою деятельность.

Лицо или орган, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию или ликвидатора, которые действуют в соответствии с правилами, установленными в ст. 63 и 64 ГК РФ. Такая комиссия (ликвидатор) назначается по согласованию с регистрирующим органом.

Ее деятельность (как и сама процедура ликвидации) осуществляется под контролем органа, который произвел государственную регистрацию юридического лица.

К ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе выступление в суде от его имени (первый этап процесса ликвидации).

На втором этапе ликвидационная комиссия публикует извещение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (ГК РФ устанавливает, что такой срок не может быть менее 2 месяцев с момента данной публикации) и письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Кроме того, ликвидационная комиссия принимает меры к получению задолженности с должников ликвидируемого юридического лица (дебиторской задолженности).

По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения. Данный баланс утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации по согласованию с регистрирующим органом.

На третьем этапе ликвидационная комиссия организует продажу имущества с публичных торгов, если у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов.

Если и этого имущества не хватает, то в определенных законом случаях возможно обращение с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества учредителей или участников юридического лица (например, полных товарищей, участников обществ с дополнительной ответственностью).

Четвертый этап ликвидации — расчеты с кредиторами юридического лица, которые начинаются после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Они производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ.

Пятый этап ликвидации начинается после завершения всех расчетов с кредиторами.

Ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом.

Имущество, оставшееся после ликвидации, передается учредителям (участникам) юридического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами.

Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2954_chapter_28_4.6._Porjadok_likvidaii_i_bankrotstvo_strakhovykh_organizaijj.html

Ликвидация страховой организации

⇐ ПредыдущаяСтр 63 из 79Следующая ⇒

Основанием для прекращения страховой деятельности страховой компании является решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.

Добровольная ликвидация осуществляется на основании заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.

Принудительная ликвидация осуществляется по инициативе Банка России на основании решения об отзыве лицензии.

Такое решение принимается в рамках осуществления страхового надзора за допущенные страховой компанией нарушения страхового законодательства.

Законом об организации страхового дела предусматривается целый ряд специфических действий, которые страховая компания обязана осуществить после отзыва у нее лицензии.

Данные требования продиктованы в основном необходимостью надлежащего обеспечения интересов страхователей. В частности, до истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

— исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;

— осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера.

Обязательства по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику.

Передача страхового портфеля осуществляется с согласия органа страхового надзора.

При этом орган страхового надзора может такого согласия не дать, если по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, установлено, что указанный страховщик не располагает достаточными собственными средствами, т.е. не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств.

Ликвидация страховых компаний в случае их несостоятельности (банкротства) осуществляется в соответствии с нормами законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.

При этом Закон о банкротстве определяет особенности банкротства финансовых компаний, к которым он относит и страховые организации.

Законом предусмотрены также основания применения мер по предупреждению банкротства, а также перечень мероприятий в рамках мер по предупреждению банкротства.

Законом определены процедуры передачи страхового портфеля страховой организации в рамках реализации мер по предупреждению банкротства страховой организации или в ходе процедур банкротства.

Таким образом, в законодательстве о банкротстве сделана попытка совершенствования мер как по предупреждению банкротства страховых компаний, так и направленных на защиту интересов клиентов страховых компаний.

Имущественная основа деятельности страховых организаций

Имущественная основа страховой компании, как и других финансовых корпораций, приобретает особое значение в силу отмеченных выше характеристик осуществляемой ими деятельности, связанной с высокими рисками. Поэтому законом предъявляются повышенные требования к собственным средствам (в том числе уставному капиталу), различным резервам, создаваемым в финансовых компаниях.

Уставный капитал страховой организации

В отношении страховых компаний Закон об организации страхового дела прямо устанавливает, что собственные средства, экономически обоснованные страховые тарифы и страховые резервы являются гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика.

Как было отмечено, минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 млн. руб.

В зависимости от видов страхования, которые осуществляет страховая компания, размер минимального размера уставного капитала может быть повышен.

Так, в два раза выше базового должен быть размер уставного капитала для тех страховых организаций, которые планируют осуществлять страхование жизни, в четыре раза — для тех, кто планирует осуществлять перестрахование, а также страхование в сочетании с перестрахованием.

Определенные ограничения установлены в отношении иностранного капитала страховых компаний с иностранным участием.

Законом об организации страхового дела установлена квота присутствия иностранного капитала на российском рынке страховых услуг.

В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.

Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации определенные виды страхования.

Это страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

Такие ограничения продиктованы различными факторами, в том числе связанными с необходимостью поддержки национальных страховых компаний, а также эффективного выполнения определенных социально и экономически значимых задач.

Таким образом, страховая организация обязана получить предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов, а также на продажу иностранным инвесторам своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) — на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ.

Следует также отметить, что в связи с вступлением России в ВТО протекционистская позиция России в отношении рынка страховых услуг была несколько скорректирована.

В течение четырех лет после вступления России в ВТО будет допущено иностранное присутствие на рынок страхования, связанный с различными видами перевозок. Коммерческое присутствие допускается только в форме юридического лица Российской Федерации.

Через девять лет после даты присоединения России к ВТО будет разрешено коммерческое присутствие в форме филиала иностранного страховщика в сфере страхования жизни и страхования иного, чем страхование жизни, а также перестрахования при условии выполнения требований по лицензированию, обеспечению финансовой устойчивости и требований по гарантийному депозиту.

Страховые резервы

Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы.

Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат.

При этом страховые организации вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования (ст. 26 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Источник: https://lektsia.com/4xb95c.html

§ 2. Способы прекращения деятельности страховых компаний

Рассмотримправовые основы банкротства и прекращениядеятельности страховых компаний, ихреорганизации и ликвидации.

Как былоотмечено ранее, в зарубежном законодательствевопросы, связанные с реорганизациейили ликвидацией страховых компаний,рассматриваются в общих законодательныхактах о несостоятельности (банкротстве)юридических лиц, входят в общие разделызаконодательной модели регулированиянесостоятельности. Что касаетсяспециальных законов о прекращениистраховых компаний, то в зарубежныхстранах они либо находятся в стадииразработки, либо признаны малоэффективнымии нуждающимися в доработке. На этообратил внимание почетный президентМеждународной ассоциации страховогоправа С. Фредерик, отметив необходимостьтщательного и углубленного отношениязаконодателей к этой проблеме: «Банкротствостраховой компании при ее неплатежеспособностиявляется катастрофой для страхователейи отпугивает общество от самой идеистрахования» .

———————————

Фредерик С. Способы избежать банкротствастраховых компаний. Международныйколлоквиум «От монополии к страховомурынку». International colloguy «From monopoly toinsurance market». Международная ассоц.страхового права. СПб.: Fida, 1997. N 127. С. 31.

Несомненно,страховая отрасль, стремящаяся развиватьсяв условиях рыночной экономики, преждевсего нуждается в определенности истабильности страхового законодательства.

В России же в настоящий момент имеетместо многоуровневость законодательствав области несостоятельности (банкротства)страховых компаний, произвольновыбирается правовая форма (закон, указПрезидента, постановления Правительства,Министерства финансов и т.д.).

Краткорассмотрим состояние законотворчествав Российской Федерации в отношенииправовых норм регулированиянесостоятельности страховых компаний.

Прежде всего отметим, что в Федеральномзаконе «О несостоятельности(банкротстве)» в гл. IX ст.

183 § 4 рассмотренобанкротство страховых организаций,определены правила регулированиянесостоятельности страховых организаций.Установленные ст.

183 особые правилабанкротства организаций-страховщиковпризваны максимально обеспечить интересыстрахователей, для чего предусмотреноприоритетное удовлетворение требованийкредиторов, в роли которых выступаютстрахователи.

Кгарантиям страхователей можно отнестии то, что при принятии решения о признаниистраховой компании банкротом и оботкрытии конкурсного производства всезаключенные компанией-банкротом договорыстрахования, по которым не наступилстраховой случай, прекращаются.

Приэтом расширен круг лиц, рассматривающихдело о банкротстве страховой организации.Кроме лиц, указанных в ст.

35 вышеуказанногоЗакона, дело о банкротстве рассматриваетсяфедеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным ПравительствомРФ осуществлять надзор за страховойдеятельностью.

Всоответствии со ст.

184 Федеральногозакона «О несостоятельности(банкротстве)» гарантией страхователейслужит и то, что продажа имущественногокомплекса страховой компании — банкротавозможна только при принятии покупателем(в этой роли непременно должна выступатьстраховая организация) на себя всехдоговоров страхования, по которымстраховой случай не наступил до моментапризнания страховой компании банкротом.Такой порядок означает переход кпокупателю всех прав и обязанностей позаключенным страховой компанией -банкротом договорам, по которым страховойслучай не наступил. По статье 185 данногоЗакона страхователи или выгодоприобретателипо договорам страхования, по которымнаступил страховой случай, сохраняютправо требовать выплаты причитающейсяим страховой суммы. В соответствии сост. 186 Закона в случае принятия арбитражнымсудом решения о признании страховойкомпании банкротом четко установленаочередность требований кредиторовтретьей очереди.

Рассмотримпроцедуры, возникающие при добровольномили принудительном прекращениидеятельности страховых компаний.

Прекращениедеятельности страховых компанийрегулируется в Российской Федерацииобщими правилами, установленными дляпредприятий, и может осуществлятьсялибо в форме реорганизации, либо в формеликвидации. При реорганизации вносятсянеобходимые изменения в учредительныедокументы и реестр государственнойрегистрации, при ликвидации — соответствующаязапись в реестр страховой компании.

Всвою очередь реорганизация страховойкомпании осуществляется путем слияния,разделения, присоединения, выделения,преобразования в иную организационно-правовуюформу. В письме от 28 декабря 1995 г.

«Разъяснения Росстрахнадзора поотдельным вопросам осуществлениястраховой деятельности на территорииРФ» дается разъяснение этим способамреорганизации .

При слияниистраховых компаний имущественные праваи обязанности каждого из них переходятк вновь возникшему юридическому лицу,а страховая компания должна получитьлицензию в установленном порядке.

Приэтом происходит объединение контрольныхпакетов акций (в нашем случае страховыхпортфелей) с последующей конвертациейакций либо путем консолидации балансов.

———————————

Российские вести. 1996. N 5; БНА РФ. 1996. N 1.

Приприсоединении компании к другомуюридическому лицу к нему переходятимущественные права и обязанностиприсоединенного лица.

В этом случаелицензия присоединившейся страховойкомпании должна быть возвращена вРосстрахнадзор.

Объединенная страховаяорганизация может продолжать своюдеятельность на основании лицензииюридического лица, к которомуприсоединилась.

Компания может сохранитьправа юридического лица либо, утрачиваясамостоятельность, ее баланс консолидируетсяс балансом покупателя, изменяется схемауправления. В последнем случае все праваи обязанности присоединенной компаниипереходят к покупателю.

Привыделении из состава юридического лицаодного или нескольких страховщиков егоимущественные права и обязанностипереходят к вновь возникшим юридическимлицам, которые должны получить лицензиюв установленном порядке. Лицензияразделившейся страховой компанииподлежит возврату. На основе однойкомпании создаются несколькосамостоятельных компаний с разделениембалансов и капиталов.

Выделившаясястраховая компания обязана получитьлицензию, а прежняя страховая компаниялицензию теряет. При этом реорганизуемаякомпания продолжает существование ссоответствующими изменениями в активахи пассивах.

При преобразованииорганизационно-правовой формы страховойкомпании происходит замена лицензиина основании документов, подтверждающихвнесение изменения в учредительныедокументы.

В результате к возникшемуюридическому лицу переходят права иобязанности прежней компании.

Проблемыликвидации страховой компании решаютсяв основном посредством надзорнойдеятельности органа страхового надзора.Пункт 4 (в) статьи 30 гл.

IV Закона РФ «Оборганизации страхового дела в РоссийскойФедерации» гласит: при выявлениинарушений страховщиками требованийнастоящего Закона федеральный органисполнительной власти по надзору застраховой деятельностью вправе даватьим предписания по их устранению, а вслучае невыполнения предписанийприостанавливать или ограничиватьдействие лицензий этих страховщиковвпредь до устранения выявленных нарушенийлибо принимать решение об отзыве лицензии. До августа 1996 г. эти функцииосуществляла Федеральная служба понадзору за страховой деятельностью(Росстрахнадзор), образованная УказомПрезидента РФ . ПриказомРосстрахнадзора N 02-02/17 от 1995 г. введеннормативный документ — Положение опорядке дачи предписания, ограничения,приостановления и отзыва лицензии наосуществление страховой деятельности,- в котором даются конкретные предписанияо порядке ликвидации страховых компаний. Указом Президента РФ от 14 августа1996 г. N 1177 «О структуре федеральныхорганов исполнительной власти»Росстрахнадзор упразднен, его функциипереданы Департаменту страховогонадзора при Министерстве финансовРоссийской Федерации.

———————————

КонсультантПлюс:примечание.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5671327/page:27/

Прекращение деятельности страховых организаций

По общему правилу прекращение деятельности страховых организаций происходит в результате реорганизации (в различных формах) либо ликвидации. ГК РФ (ст. 57) предусматривает следующие формы реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При слиянии страховых организаций имущественные права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Новый страховщик должен получить лицензию в установленном порядке.

При присоединении одного страховщика к другому к последнему переходят имущественные права и обязанности присоединившегося  юридического лица.

В этом случае лицензия присоединившегося юридического лица (страховщика) должна быть возвращена в ФСНН.

Объединенная страховая организация может продолжить свою деятельность на основании лицензии юридического лица, к которому присоединилась.

При разделении страховщика его имущественные права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам, которые должны получить лицензию в установленном порядке. Лицензия разделенного  юридического лица подлежит возврату в ФССН.

При выделении из юридического лиц (страховщика) одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствующих частях переходят имущественные права и обязанности страховщика. Выделившаяся страховая организация обязана получить лицензию. Прежняя организация лицензию сохраняет.

При преобразовании юридического лица (страховщика) происходит замена лицензии.

Ликвидация страховщиков осуществляется по общим правилам гражданского законодательства о ликвидации юридических лиц: ст.ст. 61 – 65 ГК РФ, главой VII ФЗ от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Банкротство страховщиков.

Мировой экономический и финансовый кризис, оказавший значительное влияние на российскую экономику, обострил проблемы развивающегося страхового рынка РФ. Одной из них является ориентированность ряда компаний на увеличение объема продаж без обеспечения должного контроля за финансовой устойчивостью.

По данным на 30 сентября 2010 производство по делам о банкротстве возбуждено в отношении 50 страховых организаций, при этом в отношении 19 из них введена процедура конкурсного производства, а 8 уже ликвидировано[1].

В случае неспособности удовлетворить денежные требования кредиторов в отношении страховщика могут быть применены процедуры банкротства. Особенности несостоятельности (банкротства) страховых организаций регламентируются ст.ст.

183–186 федерального закона от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[2] (далее – Закон о банкротстве), а также ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Специфика правового регулирования банкротства страховых организаций состоит в необходимости охраны интересов страхователей, так как имущество такого юридического лица формируется из страховых премий и обязанностей страховщика по осуществлению страховых выплат.

В 2010 году Государственной Думой Российской Федерации был принят закон Российской Федерации от 22.04.

2010 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – федеральный закон № 65-ФЗ), в котором впервые затронута тема банкротства страховщика.

Введение законодательных норм позволяет более четко регламентировать процедуру банкротства страховщиков, повышает прозрачность и управляемость данного процесса.

Данным законом определены меры по предупреждению банкротства страховой компании, особенности восстановления ее платежеспособности, порядок передачи страхового портфеля, изменена очередность удовлетворения требований кредиторов.

Закон о банкротстве содержит пробелы в части регулирования вопросов надлежащего осуществления наблюдения в отношении страховых организаций, порядка взыскания финансовых санкций и убытков при удовлетворении требований кредиторов. В практической деятельности конкурсных управляющих имеются проблемы, связанные с формированием конкурсной массы и ее оценкой.

В Законе о банкротстве в гл. IX § 4 рассмотрено банкротство страховых организаций и определены правила регулирования несостоятельности страховых организаций. Установленные ст.ст. 184.1 – 184.

11 особые правила банкротства организаций-страховщиков призваны максимально обеспечить интересы страхователей, для чего предусмотрено приоритетное удовлетворение требований кредиторов, в роли которых выступают страхователи.

К гарантиям страхователей можно отнести и то, что при принятии решения о признании страховой компании банкротом и об открытии конкурсного производства все заключенные компанией-банкротом договоры страхования, по которым не наступил страховой случай, прекращаются.

При этом расширен круг лиц, рассматривающих дело о банкротстве страховой организации. Кроме лиц, указанных в ст.

35 вышеуказанного Закона, дело о банкротстве рассматривается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью.

В соответствии со ст. 184.

7 Закона о банкротстве гарантией страхователей служит и то, что продажа имущественного комплекса страховой компании–банкрота возможно только при принятии покупателем (в этой роли непременно должна выступать страховая организация) на себя всех договоров страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой компании банкротом. Такой порядок означает переход к покупателю всех прав и обязанностей по заключенным страховой компанией–банкротом договорам, по которым страховой случай не наступил. По ст. 184.5 данного Закона страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, по которым наступил страховой случай, сохраняют право требовать выплаты причитающейся им страховой суммы. В соответствии со ст. 184.10 Закона в случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой компании банкротом четко установлена очередность требований кредиторов третьей очереди.

Как уже отмечалось, федеральным законом 22.04.

2010 «О внесении изменений в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные изменения в Закон о банкротстве в части регулирования банкротства страховых организаций: все три статьи, регулировавшие особенности банкротства страховых организаций, утратили силу, в то же время внесено 11 новых статей, регламентирующих особенности применения процедуры банкротства к рассматриваемым субъектам.

Не меняя в целом сущность и назначение указанной процедуры, ФЗ № 65 «О внесении изменений в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» детализировал институт несостоятельности применительно к страховым организациям с учетом специфики их деятельности.

В рамках критерия неплатежеспособности Закона о банкротстве закрепляется система признаков банкротства.

Первый признак – минимальный размер задолжности субъекта, второй – неспособность погасить задолжности в течение определенного срока.

В соответствии с п. 2 ст.

6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) требования к должнику – юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее 100000 рублей, а также при условии, что денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей не исполнены должником в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

ФЗ № 65 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел особые требования ко второму признаку банкротства страховой организации — сроку, в течение которого должны быть не исполнены денежные обязательства, и устанавливает дополнительные признаки, ранее Законом не предусмотренные. В соответствии со ст. 183.16 Закон о банкротстве финансовая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства:

1) сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам к финансовой организации в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей, и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения.

При этом в соответствии со ст. 184.

2 в отношении обязанности страховой организации, связанной с осуществлением страховой выплаты, принимается во внимание установленная федеральным законом или договором страхования либо вступившим в законную силу судебным актом обязанность по осуществлению страховой выплаты, а также выплаты части страховой премии в связи с досрочным прекращением договора страхования;

2) не исполненное в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;

3) стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;

4) платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.

Возможность возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) страховой организации в РФ не связывается с наличием у нее лицензии – заявление может быть подано независимо от того, отозвана она или нет.

В то же время для целей банкротства страховых организаций имеет значение факт наличия у такой организации лицензии на осуществление страховой деятельности.

Если субъект осуществляет деятельность, подпадающую под определение страховой, не имея лицензии, его банкротство будет осуществляться по общим правилам, без применения особенностей, предусмотренных ст.

ст. 184.1 – 184.11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Такой же подход применяется при банкротстве кредитных организаций.

Однако в отличие от данных субъектов для заявления о банкротстве страховой организации отзыв лицензии не требуется.

Заявление о банкротстве страховой организации может быть подано как до, так и после отзыва у нее лицензии, при этом не исключается осуществление административных внесудебных процедур, направленных на восстановление платежеспособности, что (в отличие от кредитных организаций) не препятствует возбуждению производства по делу о несостоятельности.

Круг лиц, имеющих право подать заявление о признании страховой организации банкротом, ограничен ст.ст. 183.12, 184.4 Закона о банкротстве.

Среди них названы: должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган, временная администрация, контрольный орган, профессиональное объединение.

В законе детально прописываются сроки обращения с заявлением в суд, форма и содержание заявления.

Страхователи вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор страхования до признания страховщика банкротом (п. 2 ст. 958 ГК РФ). Однако в этом случае страхователи не имеют права на возврат части страховой премии, уплаченной страховщику.

[1] www. autoins.ru.

[2] Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

Источник: http://magref.ru/prekrashhenie-deyatelnosti-strahovyih-organizatsiy/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.