Как действует закон о приватизации?

Содержание

Как работает закон о приватизации?

Для многих людей приятной была новость о том, что приватизация муниципального жилья продлена, поэтому теперь является бессрочной. Данная информация была обнародована только в начале 2018 года.

Она вызвала восторг у многих граждан.

Закон о приватизации ФЗ №14 содержит данные о том, что теперь отсутствуют какие-либо временные ограничения относительно того, когда можно перевести муниципальную квартиру в собственность прописанных лиц.

Понятие приватизации

Процесс предполагает оформление права собственности на квартиру, принадлежащую муниципалитету. Регулируется он законом о приватизации жилищного фонда № 14.

С 2018 года процедура становится не только бесплатной, но и бессрочной. Поэтому за перевод квартиры в частную собственность не требуется уплачивать какую-либо выкупную цену.

Воспользоваться этим предложением может каждый гражданин, прописанный и проживающий в муниципальной квартире. Но предлагается приватизация только раз в жизни, поэтому приватизировать несколько жилых объектов бесплатно не получится.

Принципы процедуры

Процесс считается достаточно длительным и сложным, поэтому надо разобраться в его особенностях. Закон о приватизации ФЗ № 14 содержит основные принципы этого процесса:

  • безвозмездность, которая предполагает, что граждане не уплачивают какие-либо средства за перевод квартиры в их собственность, поэтому достаточно только оплатить пошлину и услуги нотариуса;
  • добровольность, поэтому граждане, проживающие в муниципальном жилье, самостоятельно решают, будет ли проводиться процесс;
  • одноразовость заключается в том, что воспользоваться таким правом каждый гражданин может только раз в своей жизни, поэтому, если человек уже применял бесплатную приватизацию, то в остальных случаях ему придется выкупать квартиры за конкретную стоимость.

Отсутствие платы считается наиболее важным параметром бесплатной приватизации.

Законодательное регулирование

В феврале 2017 года президентом был подписан специальный ФЗ № 14, на основании которого процедура приватизации на бесплатной основе становится бессрочной.

Дополнительно при изучении нормативных актов относительно данного вопроса рекомендуется уделить внимание положениям ФЗ № 1541-1. В нем содержатся данные о том, какова процедура приватизации жилья, находящегося в муниципальном фонде конкретного региона.

Кто может воспользоваться?

Применяется процедура многими гражданами, которые проживают в жилье, принадлежащем местным властям. На основании закона РФ о приватизации жилищного фонда, применять данную процедуру целесообразно гражданам:

  • проживающим в разных муниципальных квартирах на основании договора соцнайма;
  • живущим в общежитиях или коммунальных квартирах;
  • ждущим переселения из аварийного жилья в новые, качественные, безопасные и соответствующие нормам квартиры, которые далее могут быть ими переведены в собственность;
  • ставшим российскими гражданами недавно, получив при этом жилье от государства;
  • проживающим в Крыму.

За счет использования стандартной процедуры, тщательно расписанной в законодательстве, не требуется обращаться в суд для перевода жилья в собственность. Это позволяет сэкономить значительное количество времени.

Если люди до 2018 года не успели воспользоваться положениями закона о приватизации, то с марта 2018 года у них появится такая возможность. При этом не требуется спешить, так как процесс теперь является бессрочным.

Когда не получится воспользоваться?

Существуют определенные ситуации, при которых невозможно будет применять бесплатную приватизацию к некоторым объектам. Закон о приватизации РФ № 14 предусматривает несколько оснований для отказа в проведении процедуры:

  • ранее гражданин уже пользовался этой возможностью, поэтому, если он желает приватизировать еще одно жилье, то ему придется уплачивать определенную выкупную цену муниципалитету;
  • служебное жилье не может быть приватизировано;
  • комнаты в общежитиях достаточно сложно оформить в собственность, так как должна выделяться в договоре соцнайма конкретная квадратура квартиросъемщикам;
  • не разрешается приватизация в отношении объектов, располагающихся на территории военных городков;
  • если находится квартира в сооружении, являющемся культурной ценностью, то перевод ее в собственность запрещен.

Поэтому перед составлением и подачей заявления следует убедиться в возможности оформления конкретного жилья. Для этого желательно тщательно изучить положения закона о приватизации государственного жилья.

Плюсы процедуры для граждан

Использование бесплатной приватизации обладает многими плюсами для граждан. К ним относится:

  • люди оформляют в собственность жилые помещения на бесплатной основе, хотя придется заплатить некоторую сумму за оформление документов и оказываемые услуги нотариусов, но в любом случае такой процесс считается более выгодным, чем покупка нового жилья;
  • после оформления квартиры ею можно пользоваться по своему усмотрению, поэтому она может продаваться, обмениваться, оформляться на других людей на основании дарственной или передаваться по наследству;
  • воспользоваться данным имуществом можно в качестве залога при оформлении разных кредитов или даже ипотеки;
  • не получится выселить из недвижимости собственника без действительно веских оснований.

К минусам можно отнести только то, что придется уплачивать за регистрацию имущества пошлину. Закон о приватизации включает основные этапы, которые должны выполняться гражданами, чтобы они действительно могли оформить жилье в собственность.

Плюсы и минусы для государства

Перевод жилья в собственность граждан обладает некоторыми плюсами для всего государства. Сюда относятся преимущества:

  • увеличивается налоговая база по налогу на имущество, так как все собственники жилых помещений должны на основании кадастровой стоимости имущества ежегодно перечислять в бюджет сбор;
  • не требуется тратить свои средства на проведение капремонта в доме;
  • сокращаются расходы, которые приходится нести для поддержания оптимального состояния муниципального жилья;
  • за счет того, что на балансе муниципалитета отсутствует много социального жилья, происходит высвобождение значительных денежных средств, которые могут применяться для других целей муниципальными властями.

Закон о приватизации жилищного фонда приносит не только положительные моменты для государства.

К минусам относится то, что сокращается количество социального жилья в фонде, поэтому появляются сложности с выделением недвижимости гражданам, являющимся социально незащищенными.

Наблюдается повышение количества деприватизационного жилья, так как происходит возврат недвижимости обратно в муниципальный жилищный фонд. Это говорит о том, что сама программа исчерпала себя.

Порядок оформления

Процесс приватизации любого жилого помещения должен выполняться на основании требований законодательства. Для этого должны учитываться положения закона о приватизации жилищного фонда № 1541-1.

Процедура реализуется в несколько этапов:

  • первоначально собираются необходимые документы на квартиру и бумаги на всех лиц, которые претендуют на приватизацию;
  • если некоторые прописанные в объекте граждане добровольно отказываются от приватизации, то они должны подготовить нотариально заверенный отказ, причем в нем указывается, в пользу кого отказывается гражданин;
  • далее с подготовленными документами надо посетить разные государственные инстанции, к которым относится жилищная инспекция, местная администрация, БТИ, СЭС и другие организации при необходимости, причем в них надо передать заявление на получение разных справок;
  • как только все документы будут полностью готовы, с ними надо обратиться в жилищную инспекцию;
  • проводится проверка документации;
  • если не будет обнаружено ошибок или нарушений, то формируется договор приватизации;
  • на основании этого документа регистрируется право на объект в Росреестре, для чего надо уплатить 2 тыс. руб.

Закон о приватизации имущества говорит, что если человек добровольно отказался от процесса, то за ним сохраняется право бесплатно оформить на себя другое муниципальное жилье. При этом владельцы объекта не могут его выселить по каким-либо основаниям.

Какие понадобятся документы?

Приватизация считается достаточно сложным процессом за счет того, что требуется подготовить действительно много разных бумаг. К ним относится:

  • договор соцнайма, который может заменяться ордером на недвижимость;
  • кадастровый паспорт;
  • технический паспорт и техплан, выдающиеся в БТИ;
  • справка, подтверждающая, что участники будущей приватизации ранее не пользовались своим правом на оформление в собственность муниципального жилья;
  • справка о составе семьи, содержащая всех граждан, прописанных в одной недвижимости;
  • выписка из ЕГРН;
  • согласие граждан, проживающих в одной квартире, на проведение процесса;
  • нотариально заверенный отказ, если один из жильцов отказывается от приватизации;
  • выписка с лицевого счета, подтверждающая отсутствие долгов по коммунальным услугам.

Если будут иметься долги по услугам ЖКХ, то местная администрация может отказать в составлении договора приватизации. Поэтому предварительно изучается закон о приватизации жилищного фонда в РФ, чтобы заранее предотвратить возможный отказ.

Что приходится оплачивать?

Хотя процесс является бесплатным, некоторое количество денежных средств придется все же потратить.

Не приходится компенсировать муниципалитету потерю социального жилья, но при этом закон о приватизации муниципального жилья предусматривает необходимость уплачивать пошлину и услуги нотариуса. К основным тратам относятся:

  • Получение выписки из ЕГРН в МФЦ или Росреестре на бумажном носителе – 750 руб.
  • Если приватизация выполняется через суд, то придется понести все судебные издержки. Обычно это требуется, если один из жильцов отказывается добровольно выполнять процедуру. Траты могут достигать 5 тыс. руб.
  • Оформление нотариального отказа от приватизации оплачивается по тарифам выбранного нотариуса, но стандартно за это уплачивается от 1 тыс. руб.
  • Регистрация объекта в Росреестре стоит 2 тыс. руб.

Вышеуказанные траты считаются не слишком высокими, поэтому приватизация жилья является более выгодной по сравнению с покупкой полноценного жилья.

Куда надо обращаться?

Для проведения приватизации требуется обращаться в многочисленные государственные учреждения. К ним относится:

  • местная администрация конкретного региона, которая предоставляет гражданам договор соцнайма или ордер, а также работникам учреждения передается гражданами заявление на приватизацию;
  • БТИ, так как в этом учреждении можно получить техпаспорт и техплан на объект;
  • жилищная инспекция, с которой заключается договор на перевод жилья из муниципальной собственности в частную;
  • Росреестр, предназначенный для регистрации права собственности на квартиру на новых частных владельцев;
  • МФЦ может заменять Росреестр, а также сюда можно обратиться за выпиской из домовой книги или справкой о составе семьи.

Таким образом, придется посетить действительно много разных инстанций, поэтому считается, что процедура является длительной.

Касается ли закон садовых участков?

Продлена приватизация на основании изменений в законодательстве на бессрочной основе. Закон о приватизации государственного и муниципального имущества коснулся не только жилья, но и садовых участков.

Еще в 2006 году была введена специальная упрощенная процедура регистрации земельных участков, называемая дачной амнистией. Предполагалось, что она будет применяться до 2020 года, но она так же стала бессрочной с февраля 2018 года.

Заключение

Таким образом, каждый гражданин, проживающий в муниципальном жилье, может воспользоваться своим уникальным правом на приватизацию объекта на бесплатной основе. Процесс с марта 2018 года является бессрочным.

Процедура считается длительной и сложной, но более выгодной по сравнению с покупкой недвижимости для постоянного проживания. Воспользоваться приватизацией бесплатно может каждый человек только раз в жизни.

Если нет желания участвовать в процедуре, то можно оформить нотариально заверенный отказ. При этом можно воспользоваться этим правом в будущем на другой объект, находящийся в собственности муниципалитета.

Источник: http://.ru/article/3719/zakon-o-privatizatsii-jilyih-pomescheniy-sroki-neobhodimyie-dokumentyi-registratsiya

Приватизация жилья, ее продление. Закон о приватизации жилья. Сроки приватизации жилья в России :

Суть приватизации жилья состоит в переходе объекта недвижимости в собственность граждан. Без этой процедуры нельзя совершить с квартирой никаких сделок, в том числе передать в наследство, продать, сдать в аренду. Рассмотрим далее, как была проведена приватизация жилья в России.

Общие сведения

Приватизация жилья после реформирования системы ЖКХ стала одним из приоритетных способов обращения недвижимых объектов в частную собственность.

При этом стоит отметить, что эта процедура занимает хоть и ограниченный, но достаточно длительный период. Изначально предполагалось завершить процесс до 1 марта 2010 года.

Закон о приватизации жилья предполагает добровольное участие граждан в программе. Люди сами выбирают, будут ли они приобретать право собственности на квартиры или пользоваться объектами по договору соцнайма.

Свое решение они должны оформить письменно — подать заявление на приватизацию или отказ от участия в программе.

Определение

Слово «приватизация» стало появляться в юридических изданиях в 1983 году. В узком смысле оно означало преобразование общественной формы собственности либо правления отдельной отрасли/предприятия в частную.

В широком смысле приватизация выступает в качестве инструмента, посредством которого уменьшается масштаб государственной деятельности либо усиливается роль частного сектора в сфере владения фондами или в коммерческой деятельности.

Что касается объектов ЖКХ, то впервые на правовом уровне вопросы обращения в собственность недвижимости были освещены в нормативном акте от 4 июля 1991-го.

Принятый Закон о приватизации жилья предусматривает бесплатную передачу помещений муниципального и государственного фонда на добровольной основе гражданам, пользующимся ими по договору соцнайма.

Возможности собственников

Приватизация жилья позволяет:

  1. Провести перепланировку.
  2. Продать, обменять, сдать в аренду, подарить, совершить иные законные сделки с объектом.
  3. Оставить в наследство.
  4. Прописать или выписать из занимаемой площади лиц без обращения к муниципальным органам.
  5. Использовать квартиру в качестве залога при оформлении ипотечного кредита.

Немаловажное значение имеет и тот факт, что собственник не может быть выселен из приватизированного объекта без предоставления аналогичного по площади помещения или полной компенсации стоимости недвижимости. Процедура эта достаточно сложная. Ее осуществление требует определенных знаний действующих норм.

Сроки приватизации жилья в России

Процедура была начата в 1992 году. Завершиться процесс должен был к 1 марта 2013-го. Однако сроки приватизации жилья в России были продлены. Это уже не первое такое решение Госдумы.

Многие граждане не знали, когда заканчивается приватизация жилья. Окончательная дата была названа: 1 марта 2015-го. Это было уже третье продление приватизации жилья.

Первое состоялось в 2006-м, второе — в 2010-м. Благодаря принятым решениям жители страны получили дополнительное время на обращение государственной и муниципальной недвижимости в собственность.

Им необходимо было собрать все требуемые документы до 28 февраля 2015 года.

Сложности

Продление приватизации жилья было связано с несколькими обстоятельствами. В первую очередь это то, что для обращения в собственность квартиры нужно было собрать документы.

Зачастую их подготовка и оформление занимали больше времени, чем сама процедура регистрации. Как правило, приватизация жилья осуществлялась в течение 2.5-3 месяцев.

Гражданин, желающий получить право собственности, пишет заявление в уполномоченный орган и предоставляет пакет документов. Инстанция рассматривает их около двух мес. После этого необходимо получить св-во о госрегистрации.

Его выдача занимает от 14 до 60 дней. При этом допускалась и ускоренная приватизация жилья. Она занимала не больше месяца.

Субъекты права

Возможностью обратить квартиру в собственность обладают лица, которые в ней живут на основании договора соцнайма.

В процедуре не могут участвовать граждане, которые находятся в помещении на временном основании. При этом не будет иметь значения степень родства с нанимателем.

Не обладают правом любые родственники, которые не проживают с заявителем.

Специфика процедуры

Граждане, которые проживают в помещении, могут отказаться от участия в программе. Но такое действие должно быть безадресным. Это значит, что наниматель не может передать свое право другим лицам. Отказ от обращения в собственность оформляется письменно.

Документ заверяется нотариусом. Отечественное законодательство допускает проведение бесплатной приватизации единожды.

Но если при разбирательстве в суде будет доказано, что процедура была выполнена с нарушениями прав нанимателя, то процесс может быть осуществлен повторно.

Документы

Как выше было сказано, гражданин подает заявление в уполномоченный орган. К нему прилагаются:

  1. Гражданские паспорта либо прочие удостоверения личности проживающих в помещении, св-ва о разводе/браке.
  2. Св-ва о рождении для несовершеннолетних до 14 л.
  3. Справка БТИ (техпаспорт на помещение с экспликацией и поэтажным планом). В этом документе указываются все узаконенные перепланировки.
  4. Справка о том, что ранее приватизация жилья не проводилась.
  5. Выписка сведений из домовой книги.
  6. Копии квитанций об оплате услуг ЖКХ за последние 3 мес.
  7. Ордер на квартиру.
  8. Договор соцнайма.
  9. Квитанция о том, что уплачена госпошлина.
  10. Доверенность на оформителя бумаг, где указывается отказ или согласие всех проживающих на приватизацию. Владельцем квартиры может стать и ребенок. Но в этом случае должно быть письменное согласие родственников.

Дополнительно уполномоченный орган может затребовать справку о смене Ф.И.О.

, паспорта, документы, содержащие сведения о детях, прописанных в помещении, но проживающих отдельно. Если до 1991 г.

наниматель и его родственники находились в другом городе, может также потребоваться архивная выписка.

Отказ в удовлетворении заявления

Уполномоченный орган может не разрешить приватизацию. Отказ возможен по следующим причинам:

  1. Приватизируемое помещение находится в ведомственном доме.
  2. Заявитель уже пользовался возможностью бесплатного обращения объекта в собственность.
  3. Квартира является служебной.
  4. Здание, в котором расположено помещение, признано аварийным и подлежит расселению.
  5. Прочие причины, установленные законодательством.

Гражданин, не согласный с отказом, может обжаловать решение в суде.

Госрегистрация

Передача помещения в собственность в процессе приватизации осуществляется в соответствии с договором. Он составляется в письменной форме и подлежит регистрации.

С момента постановки объекта на учет возникает право собственности. Госрегистрация выступает в качестве юридического акта его признания.

Свидетельство, выданное гражданину, является доказательством его прав на жилое помещение.

Продлена ли приватизация жилья в четвертый раз?

Завершение программы не происходит сразу. Гражданам предлагался достаточный промежуток времени, чтобы принять решение. Более 15 лет длилась в стране приватизация жилья. Продлена она была несколько раз.

Однако, несмотря на это, далеко не все успели воспользоваться своим правом. Тем не менее программа позволила создать рынок недвижимости. В ряде изданий отмечалось, что основная часть фонда ЖКХ находится в частном владении.

В настоящее время многие граждане продолжают задавать вопрос — продлена ли приватизация жилья? Программа завершилась, и бесплатно обратить квартиру в собственность уже нельзя.

Если наниматель смог собрать документы только к концу февраля (25-го или 28-го числа, например), уполномоченный орган обязан был заключить с ним договор, даже если это будет возможно только в следующем месяце.

«Обратное право»

Законодатель предусмотрел для граждан, оформивших приватизацию квартир, являющихся их единственным местом жительства, возможность передать помещение в муниципальную или государственную собственность. При этом должен быть заключен договор соцнайма. Соответствующие органы обязаны принять помещение в собственность.

Позиция государства

Она периодически менялась в ходе всей процедуры. В основном изменения касались вопроса завершения процесса. Изначально в законодательстве содержалось указание о «переходном периоде». Например, об этом упоминалось в ст. 10 ФЗ, п. 4 Постановления ВС РСФСР.

С вступлением в действие ФЗ о введении ЖК РФ приватизация жилья должна была закончиться 1 января 2007 года, а для граждан, заключивших договоры о социальном найме, после 1 марта 2005 г. обращение в собственность квартир было невозможно.

Это объяснялось тем, что документ оформлялся в соответствии с новым ЖК. 16 июня 2006-го Госдумой был принят ФЗ, вносивший изменения в ряд нормативных актов. В нем формулировалась упрощенная система оформления отдельных недвижимых объектов в собственность.

В результате приватизация жилья продлена была до 2010 г.

Участие несовершеннолетних

Эти лица должны быть в обязательном порядке включены в список собственников квартиры при приватизации.

Отказ от внесения несовершеннолетних в число владельцев помещения может быть подтвержден законными их представителями при наличии согласия на это органа попечительства и опеки. Это требование исходит из ч. 2, ст. 37 ГК.

По мнению ряда экспертов, такое положение несколько противоречит нормам ФЗ о приватизации. В соответствии с положениями, несовершеннолетний включается в договор о передаче в собственность помещения, если он имеет право пользоваться им.

Он может проживать или не проживать в квартире. Главным в этом случае является наличие права на площадь. Если оно отсутствует, то, соответственно, несовершеннолетний в договор не включается.

Орган попечительства и опеки, давая свое согласие на приватизацию, не могут вынести решение о «возможности» невключения указанных лиц в документы. Это правило распространяется и на объекты, в которых несовершеннолетние временно не пребывают, но имеют право на них.

Особые случаи

Отдельно в законодательстве оговаривается ситуация, когда несовершеннолетний остался один в квартире.

В этом случае инициативу о передаче помещения в собственность должны проявлять его родители, законные представители (усыновители, опекуны, попечители).

Несовершеннолетние в возрасте 14-18 лет могут сами обратиться с заявлением в уполномоченный орган.

В законодательстве предусматриваются дополнительные гарантии для указанных лиц, решающих провести приватизацию самостоятельно. В данном случае обращение объекта в собственность осуществляется при наличии согласия от органов попечительства и опеки.

Заключение

Приватизация жилья стала одним из эффективных способов решения возникшей проблемы в сфере ЖКХ. На дату начала программы в стране отмечались сниженные темпы строительства, общее осложнение экономической ситуации.

Здания, возведенные в прошлом, перестали соответствовать техническим требованиям. Правительство предпринимало разные попытки изменить ситуацию. Однако все они оказались несостоятельными. В этой связи возникла необходимость в масштабной реформе.

В ее рамках и была проведена приватизация жилья.

Социальное и экономическое значение этой программы заключается, в первую очередь, в том, что посредством передачи недвижимых объектов в частную собственность удовлетворяются насущные потребности населения в данной сфере, формируются благоприятные условия для развития рынка жилья.

Источник: https://www.syl.ru/article/215672/new_privatizatsiya-jilya-ee-prodlenie-zakon-o-privatizatsii-jilya-sroki-privatizatsii-jilya-v-rossii

О чем идет речь в законе о приватизации жилья?

Закон о бесплатной приватизации жилья опубликован в 1991 году, а с 1992 года начался процесс передачи государственной и муниципальной собственности гражданам. Программа осуществляется на протяжении многих лет, постоянно дополняется и редактируется.

Федеральный закон о приватизации жилья №1541 регламентирует сроки, условия и порядок перевода жилья в частную собственность.

В настоящее время сроки проведения приватизации перенесены до 2018 года, поскольку правительство лояльно относится к тем гражданам, которые не успели осуществить государственную привилегию.

Основные положения закона о приватизации жилья

Стать собственниками жилья, имеющего статус государственного или муниципального, могут все зарегистрированные на площади граждане.

Такое же право имеют временно отсутствующие, но включенные в договор найма или ордер жильцы. Например, бронь сохраняется за военнослужащими, командировочными, отбывающими срок или находящимися на длительном лечении.

Существуют определенные ограничения на вид жилья, подлежащего бесплатной передаче.

Нельзя приватизировать аварийное, служебное жилье, квартиры в закрытых военных городках, общежития.

Ведомственный фонд может быть передан гражданам только после перевода его в муниципальное жилье, о чем должна быть сделана запись в государственном реестре недвижимости.

Квартиры в коммунальных квартирах могут стать собственностью жильцов, для чего не требуется согласия соседей.

Стать бесплатно владельцем занимаемой площади разрешается один раз.

Исключение существует для несовершеннолетних, которые после 18 лет имеют право на повторную бесплатную приватизацию.

Особая программа существует для сирот, которым предоставляется специализированное жилье, не допускаемое к переводу в течение 5 лет, затем ограничение автоматически снимается.

Несогласие жильца в участии оформляется стандартным заявлением нотариально. Отказная доля делится поровну между оставшимися, желание гражданина передать свою часть кому-либо из участников не учитывается.

Долевое распределение предусматривает равенство между претендентами, доля несовершеннолетнего обязательна.

Дети старше 14 лет обязаны лично участвовать в процессе, за соблюдением прав ребенка наблюдает отдел опеки и попечительства.

Закон о приватизации жилья в РФ обуславливает возможность обратного перевода собственности в статус муниципального объекта недвижимости.

Делается такой возврат по добровольному желанию собственника.

Чаще всего подобный шаг обусловлен потерей льгот, получаемых при пользовании социальным жильем, и более высокой оплатой коммунальных услуг.

Существуют установленные законодательством сроки рассмотрения заявлений, они ограничены 60 днями.

Занимается переводом в собственность занимаемой площади отдел по приватизации городской администрации.

При обращении заявителю объясняют порядок проведения процедуры, выдают памятку о требуемых устанавливающих право документах и проверяют статус жилья на предмет допустимой приватизации.

В некоторых случаях приватизации предшествует судебное разбирательство, должное установить действительное право гражданина или разрешить спор с государственным владельцем недвижимости.

Полученное положительное решение служит основанием для обращения в отдел по приватизации.

Довольно часто жильцам приходится отстаивать свое право в споре с ведомством, являющимся собственником квартиры, или муниципалитетом, отказывающимся принять помещение на городской баланс.

Пакет документов, требуемых для прохождения процедуры, всегда разный и зависит от особенностей объекта. Если жильцы меняли место жительства с 1991 года, то потребуется справка из каждого пункта об отсутствии приватизации.

При смене фамилии после заключения договора социального найма, следует приложить подтверждающий документ.

При длительном отсутствии одного из проживающих и невозможности личного участия в программе, потребуется генеральная доверенность от его лица.

После проверки данных заключается договор о приватизации со всеми участниками, который служит основанием для регистрации объекта на новых владельцев в государственном регистрирующем органе. После получения свидетельства на право собственности, граждане становятся владельцами недвижимости.

Закон о продлении приватизации жилья

Правительством принято постановление о продлении программы бесплатной приватизации, что обуславливается ФЗ №122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество». Стать владельцем жилплощади можно до 1.03.

2018 года, таким образом программа продлена в четвертый раз. Основное положение, относительно единственного раза бесплатного получения жилья, осталось прежним.

Внесены некоторые коррективы относительно предыдущего варианта закона.

Например, несовершеннолетние не только включаются в список жильцов на приватизацию, но им выделяется обязательная доля, не меньше установленной правилами.

При этом сохраняется право детей на повторную бесплатную приватизацию после 18 лет.

Если права лица были нарушены при оформлении жилого помещения, то ему разрешается повторная процедура.

При наличии судебного решения, гражданин имеет право снова пройти процедуру.

Получение дарственного или наследного объекта недвижимости не препятствует праву на участие в программе.

Стать собственником части коммунальной квартиры теперь можно без разрешения жильцов, для этого не требуется судебное постановление.

Упрощен порядок раздела совместной собственности в части выделения долей.

Обратная процедура отмены прав на собственность и перевода жилья в муниципальный фонд регламентирована, установлен порядок взыскания государственной пошлины в различных случаях, связанных с программой.

Все сделки, которые были совершены с недвижимостью, в том числе приватизация, после 1998 года регистрируются в едином государственном реестре (ЕГРП).

Источник: http://alljus.ru/zhilishhnoe-pravo/nedvizhimost/o-chem-idet-rech-v-zakone-o-privatizacii-zhilya.html

Закон о бессрочной бесплатной приватизации

В феврале текущего года был принят закон о бессрочной бесплатной приватизации недвижимости, теперь каждый гражданин России может в любое время получить в свои руки собственность без доплат. Программа распространяется на одно жилье, приватизировать квартиру второй и третий раз можно будет только платно. Изначально принять данный закон предложил В. В. Путин.

Программа продлялась несколько раз, в последний раз она должна была завершиться в марте текущего года.

Изначально в феврале депутаты планировали продлить законопроект на два года (до 2019 года), но спустя пару дней предложили сделать приватизацию бессрочной.

Это решение поддержал премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев и президент Владимир Владимирович Путин. Закон уже вступил в силу.

Этот вопрос уже давно прорабатывался, но долгое время депутаты не решались принять положительное решение.

При этом очень важно проводить с населением разъяснительные работы, чтобы люди понимали, что представляет собой приватизация, какие плюсы и минусы она несет.

Потому как не все осознают, что можно не приватизировать недвижимость и спать спокойно. 

Как влияет приватизация на государство? Данная программа приводит к сокращению государственного и муниципального фонда. Неприватизированную недвижимость в дальнейшем можно было бы использовать для очередников и других участников государственных проектов.

Основные принципы приватизации

Как и раньше, бесплатно приватизировать жилье можно только один раз.

Дать согласие должны все проживающие в квартире, никто не имеет права принуждать остальных членов принимать положительное решение.

При этом нельзя приватизировать жилье, которое находится в аварийном состоянии, закрытых военных городах, а также в домах-интернатах.

На сегодняшний день выполнить приватизацию можно в МФЦ (многофункциональных центрах), куда подается заявление.

Специалист обязан выдать список документов, которые необходимо будет предоставить для проведения процедуры.

Если обратившийся является представителем одного из отсутствующих участников приватизации, он должен приложить доверенность.

Различают четыре формы собственности после приватизации:

  1. Индивидуальная. Возможна в том случае, если квартира оформляется одним проживающим или когда остальные официально отказываются от своей доли в пользу одного человека.
  2. Долевая. Недвижимость не обязательно делится поровну, просто у каждого участника есть своя доля в квартире. В некоторых случаях это довольно удобно. Если, к примеру, в трехкомнатной квартире проживает три человека и за каждым закреплена комната, в дальнейшем можно будет избежать проблем с разделением имущества.
  3. Общая долевая собственность. Объект делится в равных частях на всех участников приватизации.
  4. Общая совместная собственность. В данном случае долей как таковых нет, каждый, кто участвовал в приватизации, является собственником. При этом любое решение в дальнейшем принимается коллективно.

Преимущества приватизации жилого помещения:

  1. Возможность распоряжаться своим имуществом. Приватизированное жилье можно сдавать в аренду, перепродавать, завещать другим лицами. Также недвижимость можно использовать в качестве залога в различных финансовых учреждениях. Банки в таких случаях охотнее выдают займы. Собственник имеет право по своему желанию прописать и выписать любое лицо из своей квартиры. При проведении ремонтных работ можно гораздо проще сделать перепланировку.
  2. Не нужно ежемесячно платить арендную плату. Те, кто живет в муниципальных квартирах, по факту арендуют жилье. Поэтому должны платить государству за съем. Приватизируя объект, вы получаете его в свою собственность.
  3. Защищенность. Выселить из такой квартиры собственника крайне сложно, точнее – практически невозможно.
  4. Легче разделить недвижимость при долевой собственности. К примеру, если супруги решат развестись, каждый получит свою часть. Также можно распоряжаться своей долей независимо от остальных владельцев. При этом следует помнить о том, что остальные собственники данной недвижимости имеют первоочередное право на покупку продаваемой части.

Недостатки приватизации жилого помещения:

  1. Налог на недвижимость (рассчитывается из кадастровой стоимости, которая ежегодно растет).
  2. Дорогие коммунальные услуги. Собственникам приходится платить по более высоким тарифам.
  3. Бумажная волокита. На все про все уходит не менее 3 месяцев, за это время понадобится пройти множество инстанций и собрать целую кипу бумаг.

В основном к приватизации прибегают из-за страха потерять жилье. Плюс, муниципальную недвижимость нельзя завещать. В случае смерти последнего квартиранта объект возвращается государству.

Если речь идет о разделе имущества, то он осуществляется только через суд. В некоторых случаях можно потерять квартиру, если вовремя не платить за коммуналку.

Из государственной квартиры легко могут выселить за долги перед жилищно-коммунальным хозяйством.

В каких случаях специалисты рекомендуют обязательно рассматривать приватизацию? Если планируется продажа или размен недвижимости. А тем, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, не стоит торопиться с этим делом.

Задуматься о последствиях стоит и пенсионерам, так как оплата за квартиру после приватизации вырастет. Плюс, если дом разрушится в результате природных катаклизмов, из-за пожара и т.п., есть риск остаться без крыши над головой.

Дело о приватизации квартиры

Чтобы не возникало проблем с очередями, представители МФЦ рекомендуют заниматься приватизацией одному человеку. Остальные просто могут оформить доверенность. Заранее стоит определиться, кто из всех участников будет собственником.

«Это может быть как одно лицо, так и несколько лиц одновременно. Во втором случае определяется вид собственности и размер доли каждого» – рассказывает Алексей Шмонов, генеральный директор и сооснователь интернет-портала о недвижимости Move.ru.

Обратите внимание: сейчас стать собственником могут и несовершеннолетние.

Запрос на приватизацию можно подать и через портал Госуслуг, что значительно экономит время. Для этого нужно пройти предварительную регистрацию. За подачу заявления платить не нужно, но некоторые расходы все же придется понести.

Платить придется потратиться на план квартиры и техпаспорт из БТИ, справку, что ранее приватизацию не проводили, выписку из ЕРГП. Плюс, госпошлина за оформление договора. В среднем на все про все уйдет четыре с половиной тысячи рублей.

Причины отказа в приватизации

Отказать в проведение приватизации могут, если был подан не весь пакет документов или часть была оформлена неправильно, если некоторые из них утратили юридическую силу, если объект не принадлежит муниципальным органам и т.д. Решение должно быть передано заявителю с указанием причины.

Если, скажем, квартира находится в доме, расположенном на территории военного города, даже через суд не удастся добиться приватизации. То же самое касается и домов в аварийном состоянии. Если же объект просто нуждается в капитальном ремонте, отказать в передаче прав собственности не должны.

Проблемы могут возникнуть с жильем, в котором была выполнена перепланировка без разрешения соответствующих органов. В таком случае нужно будет либо все узаконивать, либо возвращать в прежнее состояние.

Кооперативы: в чем разница

Приватизировать кооперативные квартиры не имеет смысла, так как это не муниципальная и не государственная собственность.

Это добровольное объединение, при создании которого преследовалась одна цель – удовлетворение потребностей в жилье.

Чтобы стать полноправным владельцем такой недвижимости, необходимо:

  • выплатить пай;
  • внести данные в регистрационную палату.

На оформление уйдет около месяца. Госпошлина – одна тысяча рублей.

Источник: https://move.ru/articles/zakon_o_bessrochnoy_besplatnoy_privatizacii/

_ 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества

Правовоерегулирование приватизации государственныхи муниципальных предприятий осуществляетсянормативными актами различного уровня:федеральными законами, указами ПрезидентаРФ, постановлениями Правительства РФ.

Законодательство о приватизации имеетопределенную специфику, регулируяотношения, в которых государство играетглавенствующую роль.

Эта роль проявляетсятакже и в том, что нормы законодательствао приватизации, как правило, императивныи имеют приоритетное значение поотношению к нормам гражданского правапри регулировании соответствующихотношений.

Основуправового регулирования приватизациисоставляют федеральные законы оприватизации: 1991, 1997 и 2001 гг.

Правовойосновой осуществления приватизациигосударственных предприятий сталвышеупомянутый Закон1991 г.

, которым определялись порядок испособы приватизации, льготы,предоставляемые при приватизации,основания и порядок признаниянедействительными сделок приватизациии многие другие вопросы.

Закон1991 г. выделял следующие условияприватизации государственных предприятий:

1)нахождение приватизируемого объектав государственной (муниципальной)собственности;

2)принадлежность покупателя к субъектамчастной собственности;

3)возмездный характер приобретенияприватизируемых объектов.

Какправило, приватизация предприятийносила возмездный характер, т.е.приобретение объектов приватизацииосуществлялось за плату. Исключениемиз общего правила стало их приобретениеза приватизационные чеки, бесплатнораспространяемые среди населения.

Закон1991 г. утратил силу в связи с принятиемФедеральногозаконаот 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизациигосударственного имущества и об основахприватизации муниципального имуществав Российской Федерации»*(435),существенно изменившего понятие иусловия приватизации.

Основныеизменения порядка приватизациизаключались в числе прочего в следующихпринципах:

обязательнаявозмездность приватизации;

законодательноеопределение способов приватизации;

принятиегосударственной программы приватизациигосударственного имущества в РоссийскойФедерации в форме федерального закона;

существенноеизменение некоторых способов приватизации.Так, приватизация путем приобретениягосударственных и муниципальныхпредприятий по конкурсу заменена напродажу государственного или муниципальногоимущества на коммерческом конкурсе синвестиционными и (или) социальнымиусловиями;

ужесточениеправовых последствий несоблюдениязаконодательства о приватизациипокупателями государственного имущества,в том числе ограничение прав победителякоммерческого конкурса, изменениемомента перехода права собственностина приватизируемое имущество.

Закон1997 г. утратил силу в связи с принятием21 декабря 2001 г. Федеральногозакона»О приватизации государственного имуниципального имущества», вступившегов силу с 27 апреля 2002 г., по истечении трехмесяцев с момента его опубликования.

Сохранив существовавшее в законодательствепонятие приватизации, новый Законотграничил приватизацию государственногоимущества от иных способов его передачив частную собственность, например наосновании судебного решения, а такжеизменил порядок и способы приватизациипредприятий. Из числа способов приватизацииисключен один из основных и первоначальныхее способов — выкуп арендованногогосударственного или муниципальногоимущества, но в то же время добавленыновые способы приватизации, такие как:продажа за пределами территории РФнаходящихся в государственнойсобственности акций открытых акционерныхобществ; продажа акций открытыхакционерных обществ через организатораторговли на рынке ценных бумаг; продажауказанного имущества посредствомпубличного предложения; продажагосударственного или муниципальногоимущества без объявления цены. Измененстатус программы приватизации: прогнозныйплан (программа) приватизации федеральногоимущества подлежит ежегодному утверждениюПравительством РФ.

Цели,приоритеты и ограничения при проведенииприватизации в Российской Федерацииустанавливались Государственнойпрограммой приватизации. В периодприватизации существовало три программыприватизации: на 1992-1993 гг., на 1994 г.

и напериод после 1994 г. Государственнаяпрограммаприватизации государственных имуниципальных предприятий в РоссийскойФедерации на 1992 г. утверждена постановлениемВерховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. N2980-1 (с изм. от 25 декабря 1992 г.

и от 1 июля1993 г.) и применялась как в 1992, так и в 1993г. УказомПрезидента РФ от 24 декабря 1993 г.

N 2284 «Огосударственной программе приватизациигосударственных и муниципальныхпредприятий в Российской Федерации»была утверждена новая программаприватизации, введенная в действие с 1января 1994 г. УказомПрезидента РФ от 22 июля 1994 г.

N 1535 «ОбОсновных положениях Государственнойпрограммы приватизации государственныхи муниципальных предприятий в РоссийскойФедерации после 1 июля 1994 года» былиустановлены цели и порядок примененияположенийГосударственной программы приватизациигосударственных и муниципальныхпредприятий в Российской Федерации,утвержденной УказомПрезидента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284,после завершения срока действияприватизационных чеков.

Программыприватизации устанавливали классификациюобъектов и предприятий по возможностиих приватизации, способы приватизациии льготы, предоставляемые при приватизации,образование и распределение средствот приватизации, требования к местнымпрограммам приватизации и другие условияприватизации.

Большоезначение для правового регулированияприватизации имели указы ПрезидентаРФ, определяющие способы и порядокприватизации, компетенцию государственныхорганов в период приватизации и т.п.

Основную роль в правовом регулированиипроцесса приватизации сыграл УказПрезидента РФ от 22 января 1992 г.

N 66 «Обускорении приватизации государственныхи муниципальных предприятий», которымбыло утверждено 7 различных Положений,в том числе о порядке оформлениядокументов на приватизацию, о приватизациипредприятий на аукционе и по конкурсу,о работе комиссий по приватизации инекоторые другие. Порядок приватизацииимущества, сданного в аренду, такжеопределялся УказомПрезидента РФ от 14 октября 1992 г. N 1230 «Орегулировании арендных отношений иприватизации имущества государственныхи муниципальных предприятий, сданногов аренду»*(436).

Реализацияосновного способа приватизации -преобразования государственных имуниципальных предприятий в акционерныеобщества также регулировалась УказомПрезидента. Порядок преобразования былопределен УказомПрезидента РФ от 1 июля 1992 г.

N 721 «Оборганизационных мерах по преобразованиюгосударственных предприятий, добровольныхобъединений государственных предприятийв акционерные общества» (далее — УказN 721), утвердившим Положениео коммерциализации государственныхпредприятий с одновременным преобразованиемв акционерные общества открытого типаи Типовойуставакционерного общества.

ПостановленияПравительства РФ принимались на основаниии во исполнение указов Президента,определяя порядок приватизации вконкретных отраслях промышленности, атакже детализируя и уточняя положенияуказов Президента.

Так, во исполнениеУказаN 721 было принято постановлениеПравительства РФ от 4 августа 1992 г. N 547″О мерах по реализации Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 1 июля 1992 г.

N721 «Об организационных мерах попреобразованию государственныхпредприятий, добровольных объединенийгосударственных предприятий в акционерныеобщества»*(437),которым было утверждено Положениео порядке регистрации выпуска акцийакционерных обществ открытого типа,учрежденных в процессе приватизации,и типовой план приватизации.

Усилениенормотворческих функций ПравительстваРФ произошло после принятия Закона1997 г., предусматривавшего принятиеПравительством соответствующихнормативных актов. Во исполнение ЗаконаПравительством РФ были принятыпостановления, регулирующие отдельныеспособы приватизации:

от27 марта 1998 г. N 356″Об утверждении Положения о продажена аукционе государственного илимуниципального имущества»*(438);

от23 мая 1998 г. N 487″Об утверждении Положения о продажена специализированном аукционенаходящихся в государственной имуниципальной собственности акцийоткрытых акционерных обществ, созданныхв процессе приватизации»*(439);

от9 ноября 1998 г. N 1311″Об утверждении Положения о продажена коммерческом конкурсе с инвестиционнымии (или) социальными условиямигосударственного или муниципальногоимущества»*(440).

Особуюроль в правовом регулировании приватизациисыграли нормативные акты Министерстваимущественных отношений РФ (в периодприватизации — Госкомимущество).

Нормативные акты Госкомимуществаразъясняли порядок применениязаконодательства при приватизациипредприятий, определяя технические иорганизационные ее процедуры, особенностиприватизации предприятий в отдельныхотраслях промышленности, а также устраняяпробелы действующего законодательствав регулировании приватизации ифункционировании создаваемых акционерныхобществ. К числу наиболее значимыхнормативных актов Госкомимуществаследует отнести следующие распоряжения:

от15 февраля 1994 г. N 342-р»Об утверждении Положения обинвестиционном конкурсе по продажепакетов акций акционерных обществ,созданных в порядке приватизациигосударственных и муниципальныхпредприятий»*(441);

от4 ноября 1992 N 701-р»Об утверждении и введении в действиеПоложения о продаже акций в процессеприватизации и Положения о специализированныхчековых аукционах»*(442);

от18 апреля 1994 г. N 840-р»Об утверждении Положения о реестреакционеров акционерного общества»*(443).

Вцелом законодательство о приватизациихарактеризуется постоянным изменениеми совершенствованием принятых нормативныхактов, большим количеством подзаконныхнормативных актов, восполняющихсуществующие пробелы законодательногорегулирования, краткосрочность действиямногих нормативных актов. Все этообусловлено особенностями приватизациив нашей стране, в том числе сочетаниеммасштабности приватизации и ограниченностиее сроков.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5776563/page:80/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.